top of page

Свыше 39 млн транзакций на общую сумму 856 млрд рублей было совершено физлицами при помощи сервиса «Золотая Корона – Денежные переводы» в 2018 году.

По сравнению с показателями 2017 года количество транзакций выросло на 5%, а оборот на 9%. Средняя сумма перевода составила 21,8 тыс. рублей. В 2018 году участниками сервиса «Золотая Корона – Денежные переводы» стали еще 36 финансовых организаций из России, Грузии, Белоруссии. Переводы стали доступны в Германии, Эстонии и Нигерии.

За счет присоединения новых партнеров существенно выросла инфраструктура обслуживания во Вьетнаме и Чехии. К сети «Золотой Короны» присоединились более чем 1900 салонов связи «МегаФон» на всей территории страны. Кроме того, количество установленных мобильных приложений «Денежные переводы» от «Золотой Короны» на платформах iOs иAndroid выросло в 3,3 раза и достигло 2,8 млн.

Рабочая группа по созданию международного финансового центра в Российской Федерации и Аналитический центр «Форум» представляют очередной выпуск обзора «Глобальный контекст. Новости регулирования и инфраструктуры финансовых рынков». В обзоре представлены новости ключевых международных и национальных регуляторов, международных финансовых институтов, инфраструктурных организаций.


Совет по надзору за бухгалтерским учетом публичных компаний (PCAOB) США опубликовал отчет о результатах проверки деятельности KPMG за 2017 год. По итогам инспекции, почти в половине аудиторских отчетов компании выявлены серьезные недостатки. Как отмечает The Wall Street Journal, публикация отчета длительное время откладывалась и была омрачена скандалом с утечкой информации о предстоящей проверке. По результатам скандала несколько партнеров KPMG были уволены, некоторые привлечены к суду.

Летом 2018 года претензии к качеству аудита KPMG также высказал британский Совет по финансовой отчетности.

Финансовый комитет Британского парламента проводит открытый опрос общественного мнения, посвященный перспективам отрасли финансовых услуг страны. Комитет намерен сформировать приоритеты правительства в области финансовых услуг на переговорах о будущих торговых отношениях с ЕС и третьими странами. Комитет также интересует, какие преимущества может получить финансовый сектор в новых условиях и следует ли стране сохранять текущие регулятивные барьеры в отношении третьих стран.


Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA) Великобритании объявило консультации по регулированию криптоактивов с целью помочь фирмам разобраться, подпадает ли их деятельность под регулирование и требует ли она лицензирования. Консультации продлятся до 5 апреля 2019 года.

Восемь центральных регулирующих органов, включая Народный банк Китая, выработали план действий по превращению Шанхая в лидера глобального финансового рынка и центр финансовых операций в юанях к 2020 году. К этому времени здесь должна утвердиться юридически выверенная, инновационная, высокоэффективная, прозрачная и открытая финансовая система. Согласно сообщению агентства Xinhua Finance, объем торговли на финансовом рынке Шанхая превысил в 2018 году 1645 трлн юаней ($242 трлн), увеличившись за год на 15%.

Комитет по глобальной финансовой системе (CGFS) Банка международных расчетов опубликовал доклад "Establishing viable capital markets", в котором анализируются различия рынков капитала в развитых и новых экономиках на примере 5 развитых рынков (Австралии, Италии, Японии, Испании, Великобритании) и 5 развивающихся (Бразилии, Китая, Гонконга, Индии и Мексики). Доклад также рекомендует подходы, способствующие развитию жизнеспособных и эффективных рынков.

По сообщениям СМИ, London Stock Exchange Group (LSEG) наняла ведущий лондонский банк для оценки целесообразности участия в борьбе за норвежскую биржу Oslo Bors. Ранее группа Euronext предложила €625 млн за контрольный пакет биржи. К торгам может также присоединиться биржа Nasdaq, которой принадлежат биржи в Дании, Швеции и Финляндии. Преимуществом LSEG считаются ее давние связи с Oslo Bors, которой она с 2009 года предоставляет технологические решения для торговли акциями, инструментами с фиксированной доходностью и деривативами.

По сообщению Информационного агентства ОАЭ, совместный пилотный проект в области криптовалюты – одна из семи инициатив, о которых было объявлено на первом заседании Исполнительного комитета Координационного совета Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов. На стадии эксперимента валюта будет предназначена для межбанковских расчетов и должна способствовать лучшему пониманию применимости технологии блокчейн и упрощению взаимных расчетов. Кроме того, планируется изучить влияние «центральной валюты» на денежную политику.

Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) опубликовала заявление, в котором подчеркивает важность раскрытия инвесторам информации по экологическим, социальным аспектам, а также корпоративному управлению (ESG). В документе отмечается, что в последние годы на рынках наблюдается увеличение раскрытия ESG.

Заявление не носит обязывающего характера, оно призвано напомнить эмитентам необходимость оценивать важность вопросов ESG для их бизнеса. Кроме того, рекомендуется учитывать, что хотя часть информации раскрывается на добровольной основе, в ряде юрисдикций существуют требования, обязывающие раскрывать ESG.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подготовила два новых исследования, посвященных способам привлечения финансирования. Доклад "Initial Coin Offerings (ICOs) for SME Financing" рассматривает вопросы ICO как способа финансирования стартапов, а также малых и средних предприятий (МСП). Авторы анализируют возникновение ICO, их потенциал, плюсы и минусы этого инструмента финансирования для МСП и инвесторов, его значение для реальной экономики.

Второй доклад посвящен вопросам инвестирования с социальным эффектом. В докладе отмечается бурный рост объемов такого рода инвестиций и преобладание направлений с относительно легко достигаемыми доходами, таких как финансовые услуги, энергетика, жилищное строительство. Документ "Social Impact Investment: The Impact Imperative for Sustainable Development" предлагает определение этой формы инвестирования. Авторы полагают, что единое уточненное определение и наличие KPI могли бы способствовать повышению эффективности инвестиций, направленных одновременно на улучшение благосостояния и извлечение финансовой выгоды.

Совет Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) опубликовал доклад"IOSCO Report on Good Practices for Audit Committees in Supporting Audit Quality". Документ призван оказать помощь аудиторским комитетам в обеспечении качества аудита и тем самым способствовать повышению доверия к качеству информации в финансовых отчетах компаний, чьи ценные бумаги обращаются на рынках. Лучшие практики охватывают различные стадии взаимодействия аудиторских комитетов с внешними аудиторами – от рекомендаций по назначению до оценки качества аудита. Также в докладе рассматриваются вопросы квалификации и опыта членов аудиторских комитетов.

Кодекс этики для высшего руководства (Code of Conduct for high-level officials) принят в ответ на рекомендации Европарламента и Европейского омбудсмена и распространяется на все высшее руководство ЕЦБ. В новой версии усилены нормы, касающиеся общения членов Правления с внешними организациями. Кроме того, введены специальные правила, регулирующие деятельность после ухода с постов в ЕЦБ, частные финансовые транзакции, связи с лоббистами.

Кодекс вступил в силу с 1 января 2019 года и заменил три отдельных документа, регулировавшие ранее конфликты интересов членов Правления, Совета управляющих и Наблюдательного совета.

В январе 2018 года Европейский омбудсмен Эмили О'Рейли (Emily O‘Reilly) рекомендовала президенту Европейского центрального банка Марио Драги приостановить членство в клубе финансистов G30. О'Рейли выразила мнение, что членство Драги в клубе G30 может создать в обществе ощущение, что независимость ЕЦБ может оказаться под угрозой. Особую озабоченность омбудсмена вызывал факт участия главы ЕЦБ в организации, куда также входят руководители крупных банков, надзор за которыми прямо или косвенно осуществляется ЕЦБ.

ЕЦБ не поддержал рекомендацию и выразил несогласие с тем, что членство президента или других руководителей банка в G30 может вести к недобросовестному администрированию. ЕЦБ сообщил, что проводит работу по укреплению этических принципов и примет к сведению рекомендации омбудсмена.

Парламент Сингапура принял "Закон о платежных услугах" (Payment Services Act), который определяет правила лицензирования и регулирования провайдеров платежных услуг, надзора за платежными системами и регулирует связанные с ними вопросы. В соответствии с новым законом, Монетарная служба Сингапура (MAS) сможет регулировать новые платежные услуги, такие как цифровые платежные токены и выпуск электронных денег.

Министр финансов Малайзии сообщил, что вступило в силу постановление о цифровых активах и цифровых токенах – Capital Markets and Services (Prescription of Securities) (Digital Currency and Digital Token) Order 2019. Физическим или юридическим лицам, проводящим несанкционированные властями ICO или операции на нелицензированных биржах цифровых активов, грозит тюремное заключение сроком 10 лет и штраф размером 10 млн малазийских ринггитов ($2.4 млн). Полномочия по регулированию рынка цифровых активов возложены на Комиссию по ценным бумагам Малайзии. Ожидается, что нормативная база будет подготовлена в течение первого квартала.

Группа управляющих центральными банками и глав надзорных ведомств (GHOS, наблюдательный орган Базельского комитета по банковскому надзору) одобрила ряд поправок в подходы к регулированию рыночного риска, в том числе - упрощенный стандартизированный подход для банков с небольшими или несложными торговыми портфелями. В целом, измененный подход должен привести к повышению общих требований к капиталу в связи с рыночным риском примерно на 22% по сравнению с соглашением «Basel 2.5». Утвержденные в 2016 году требования должны были повысить показатель примерно на 40%.

Аудиторы Европейской счетной палаты (European Court of Auditors, ECA) обратились с письмом к Европарламенту с просьбой вмешаться и обеспечить ECA полный доступ к документам Европейского центрального банка (ECB), связанным с банковским надзором. Письмо, являющееся ответом на запрос Европарламента, в частности, обращает внимание на отсутствие прогресса в обсуждении этого вопроса с ECB и приводит примеры трудностей, с которыми столкнулись аудиторы при проведении проверок в 2016-2018 годах.

По сообщению агентства Xinhua Finance, опубликован рассчитанный на пять лет план превращения Гуанси-Чжуанского автономного района в центр финансового сотрудничества в регионе. Пакет мер разработан Центробанком Китая в сотрудничестве с 12 другими ведомствами. План развития автономного района, в частности, предусматривает поддержку Китаем стран АСЕАН при организации ими оффшорных рынков юаня (RMB), стимулы к открытию в районе филиалов страховых компаний этих стран и выходу банков района на рынки стран АСЕАН.

Рабочая группа по созданию международного финансового центра в Российской Федерации и Аналитический центр «Форум» представляют очередной выпуск обзора «Глобальный контекст. Новости регулирования и инфраструктуры финансовых рынков». В обзоре представлены новости ключевых международных и национальных регуляторов, международных финансовых институтов, инфраструктурных организаций.


В Швейцарии вступили в силу поправки в Закон о банках и сберегательных банках, предусматривающие новый тип лицензии – для финтех-компаний. Как сообщил центробанк страны, компании, получившие такие лицензии, смогут участвовать в его системе безналичных платежей, если покажут, что вносят существенный вклад в выполнение уставных задач центробанка, а их допуск не вызовет какого-либо значительного риска.

Служба надзора на финансовых рынках Швейцарии (FINMA), на которую закон возложил функции по выдаче финтех-лицензий, уже выпустила руководство для компаний, желающих получить такую лицензию.

В исследовании «Regulation and supervision of financial cooperatives», выпущенном Институтом финансовой стабильности (учрежден Банком международных расчетов и Базельским комитетом по банковскому надзору), рассматриваются преимущества и недостатки финансовых кооперативов. Авторы приходят к выводу, что технологические инновации могут нивелировать конкурентные преимущества, традиционно связываемые с этой организационно-правовой формой. В свою очередь, новые тенденции подталкивают институты к сотрудничеству и консолидации. Основываясь на обзоре регулятивных и надзорных мер, доклад формулирует эти вызовы и анализирует ответные шаги финансовых властей. Авторы рекомендуют регуляторам обеспечивать равные условия для функционирования разных типов финансовых институтов, в том числе путем модификации регулятивных требований, если они непропорционально высоки для институтов в силу их размера и характера операций.

Совет директоров Азиатского банка инфраструктурных инвестиций одобрил выделение $500 млн для создания управляемого портфеля кредитов (AIIB Asia ESG Enhanced Credit Managed Portfolio) в целях развития инфраструктуры как класса активов, развития долговых рынков капитала и интеграции принципов ответственного корпоративного управления (Environmental, Social and Governance (ESG) principles) на рынках инструментов с фиксированной доходностью развивающихся экономик Азии.

В портфель будут включаться выпуски корпоративных облигаций эмитентов, связанных с инфраструктурой, если полученные средства, по оценке АБИИ, направляются в устойчивую инфраструктуру и другие продуктивные сектора.

Европейская служба по ценным бумагам (ESMA) опубликовала рекомендации институтам Евросоюза (Еврокомиссии, Совету Европы и Европарламенту) по вопросам ICO и криптоактивов. Документ «Advice. Initial Coin Offerings and Crypto-Assets» уточняет действующие в ЕС правила, применимые к криптоактивам, которые могут квалифицироваться как финансовые инструменты, а также выражает мнение ESMA относительно пробелов и проблем в системе финансового регулирования, действующего в ЕС. В отношении активов, которые не квалифицируются как финансовые инструменты, документ выражает озабоченность отсутствием применимых финансовых правил, что, в свою очередь, подвергает инвесторов значительным рискам.

Банк международных расчетов опубликовал доклад «Proceeding with caution – a survey on central bank digital currency», на основе опроса 63 центральных банков, из которых 41 относятся к развивающимся экономикам. Из доклада следует, что центробанки проявляют осторожность в вопросе разработки цифровых валют – в большинстве случаев проекты находятся на стадии концепции. Авторы доклада выделяют центробанки Швеции и Уругвая как организации, где проекты выпуска цифровых валют продвинулись дальше других. ЦБ Швеции технически готов перейти к стадии выпуска электронной валюты «e-Krona» в дополнение к национальной валюте. Уругвай уже завершил пилотную программу по выпуску цифровой валюты общего назначения. Основанный на блокчейне проект «e-Peso» был запущен в ноябре 2017 года и успешно завершён в апреле 2018 года. Теперь ЦБ Уругвая оценивает перспективы дальнейшей работы в этом направлении.

Банк России участвовал в исследовании.

Совет Европейского Союза согласовал правила регулирования и надзора за деятельностью инвестиционных компаний. Как сообщается в пресс-релизе Совета ЕС, новые правила будут более соответствовать принципам пропорционального регулирования и ориентированы на уровень операционного риска инвесткомпаний. В согласованный пакет мер входят регулятивный документ и директива, тексты которых устанавливают пруденциальные требования и механизмы надзора в зависимости от риск-профиля и бизнес-моделей инвесткомпаний, обеспечивая при этом финансовую стабильность. Из-под действующего сегодня режима регулирования и надзора планируется вывести небольшие компании, не рассматриваемые как системные.

Европарламент определил свою позицию по этому вопросу в сентябре 2018 года, и теперь согласует тексты документов с Советом ЕС.

Объединенный комитет Европейских надзорных служб (ESA) опубликовал доклад по механизмам ускорения финансовых инноваций. Доклад посвящен сравнительному анализу регулятивных песочниц и инновационных хабов в странах Евросоюза. В документе собраны лучшие практики в сфере организации и управления этими механизмами. Доклад подготовлен в рамках Плана действий в области финтеха, принятого Еврокомиссией в 2018 году.


Нигерийская фондовая биржа объявила о запуске чатбота на основе искусственного интеллекта – X-Bot. Чатбот в автоматическом режиме отвечает на запросы, направляемые через Facebook Messenger. Он стал первым на африканском рынке ценных бумаг чатботом, разработанным для предоставления розничным инвесторам удобного быстрого доступа к биржевым данным. Руководство биржи рассчитывает, что нововведение будет способствовать расширению круга участников рынка.

Служба по киберпространству Китая опубликовала регламент предоставления финансовой информации, который вступает в силу с 1 февраля 2019 года. Документ дает определение услуги по предоставлению финансовой информации, а также формулирует требования к ее провайдерам. В частности, запрещается распространять недостоверную финансовую информацию, которая искажает финансовую и денежную политику страны, что поощряет финансовое мошенничество и экономические преступления. Провайдеры финансовой информации должны иметь управленческий штат, соответствующий масштабу их деятельности, и разработать стандарты, обязывающие поверять информацию и защищать персональные данные и интеллектуальную собственность.


По сообщению Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), JPMorgan Chase Bank N.A. выплатит более $135 млн в порядке урегулирования обвинений в ненадлежащих операциях с «предвыпущенными» американскими депозитарными расписками (ADR). Расследование SEC показало, что JPMorgan проводил тысячи конвертаций в ADR до поступления иностранных акций на счета брокеров. Такая практика вела к раздуванию количества обращающихся ценных бумаг иностранного эмитента, коротким продажам и дивидендному арбитражу.

SEC отметила, что это уже восьмой случай, когда обвинения выдвинуты против банка или брокера, и четвертое расследование незаконной практики с ADR, выпущенными до поступления акций на счет, проводимое Комиссией в отношении банка-депозитария.


Фондовая биржа Катара объявила о запуске онлайн-платформы для инвестирования в проекты устойчивого финансирования. Qatar Stock Exchange Sustainability and ESG Platform направлена на достижение целей, заявленных в «Руководстве Фондовой биржи Катара по вопросам предоставления эмитентами информации по ключевым экологическим, социальным и корпоративным индикаторам (Environment, Social, and Governance (ESG) indicators)». Платформа позволяет имеющим листинг компаниям загружать отчеты об устойчивости развития и данные по тридцати четырем ESG-индикаторам. Инвесторы получили доступ к этой информации в онлайн-режиме.

Американские конгрессмены выступили с законодательными инициативами, направленными на блокирование разработки Ираном национальной криптовалюты. В законопроекте «О препятствовании нелегальной финансовой деятельности Ирана» (Blocking Iran Illicit Finance Act), представленном членом Палаты представителей Майком Гэллэхером (Mike Gallagher), предлагается, в частности, чтобы министр финансов США докладывал Конгрессу о прогрессе в создании Ираном национальной криптовалюты.

Аналогичный законопроект (A bill to impose sanctions with respect to Iranian financial institutions and the development and use of Iranian digital currency, and for other purposes) ранее был внесен в Сенат конгрессменом Тедом Крузом (Ted Cruz). Он призывает к санкциям против лиц, сознательно предоставляющих Ирану финансирование, услуги или «технологическую поддержку, используемую в связи с разработкой иранской цифровой валюты».

Совет управляющих ФРС, Комиссия по торговле товарными фьючерсами, Федеральная корпорация страхования депозитов и Управление контролера денежного обращения объявили публичные консультации по предложению исключить определенные мелкие банки из-под действия правила Волкера в порядке реализации «Акта об экономическом росте, смягчении регулирования и защите потребителей» (EGRRCPA). Проект нормативного документа распространяется на банки с консолидированными активами не превышающими $10 млрд и суммой торговых активов и обязательств не более 5% от общей суммы консолидированных активов.

Руководство по несущественным бенчмаркам подготовлено Европейской службой по ценным бумагам (ESMA) в соответствии с нормативным актом Евросоюза, регулирующим бенчмарки (Regulation (EU) 2016/1011). Руководство содержит облегченные требования к несущественным бенчмаркам, их администраторам и поставщикам данных.

Европейская комиссия полагает, что для поддержания стабильности в секторе финансовых услуг в случае нерегулируемого Brexit необходимо лишь небольшое число временных мер. ЕС утверждена антикризисная программа из 14 мер для секторов, где жесткий Brexit может вызвать негативные последствия для населения и бизнеса. В рамках программы Еврокомиссия вводит в действие два законодательных акта: о режиме эквивалентности для центральных контрагентов по деривативам (на срок 12 месяцев) и для центральных депозитариев (на срок 24 месяца). Кроме того, Еврокомиссия приняла два нормативных документа со сроком действия 12 месяцев, упрощающих новацию некоторых внебиржевых контрактов по деривативам в случае их перевода из Великобритании в ЕС.

Страны-члены ЕС согласовали поправки, расширяющие полномочия европейских надзорных служб по борьбе с отмыванием денег. Среди новых задач, поставленных перед Европейской банковской службой (EBA), – разработка общих стандартов и координация национальных надзорных органов, упрощение сотрудничества со странами, не входящими в ЕС. В случае бездействия национальных регуляторов EBA получит право принимать решения по отдельным банкам. Текст поправок подлежит согласованию с Европарламентом.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) одобрила новые правила раскрытия информации о политике хеджирования. В соответствии с окончательной редакцией документа, компании обязаны раскрывать информацию о любых практиках или ​политике в отношении участия сотрудников или директоров в транзакциях хеджирования с ценными бумагами компании. Правило принято на основании закона Додда-Франка и вступает в силу для крупных компаний 1 июля 2019 года.

+7 499 499 4444

info@paymentcouncil.ru

Cabinet Lounge, Новая площадь, д. 6, Москва, 109012

© 2019, Национальная платежная ассоциация

bottom of page