Новое в мониторинге:


  • Новый законопроект про запрет переводов в он-лайн казино;

  • Интересная позиция правового управления Госдумы по запрету комиссий по инициативным платежам.


Дополнительно:


  • Перечень КО значимых на рынке платежных услуг сократился.


Из него (по сравнению с мартом 2020 г.) выбыли: ПАО ЧЕЛИНДБАНК, ПАО “Дальневосточный банк”, ПАО “МИнБанк” и АО КБ “Ситибанк”.


Актуальный перечень. Если кому-то нужен перечень за март 2020 года – пишите, вышлю.



  • 22 марта состоялся Консультативный совет по вопросам развития НПС при Председателе Банка России.


Заседание было тщательно организовано с целью торжественно доказать всем сомневающимся, что Стратегия развития НПС, посвященная исключительно дальнейшему развитию «национальных платежных инфраструктур и инструментов», является единственно правильной, «все Центральные банки во всем мире так делают» - как сказала Председатель, а также, что основная задача Банка России – это оказывать дешевые и доступные услуги населению, бизнесу и конечно, ритейлу. «А что по этому поводу думают участники финансового рынка» - это не очень важно.


Надо сказать, что сомневающиеся были. А.В.Мурычев (РСПП) первым поднял вопрос о том, что участников рынка волнует вопрос совмещения Банком России всех функций: фактически от законодательной до надзорной и участника рынка. А.Б.Кашеваров (ФАС России) прямо поставил вопрос о том, что конфликт в определенной степени все-таки может усматриваться и что пора подумать о том, чтобы в перспективе приватизировать НСПК и возможно и СБП. Данные предложения были восприняты нервно и со скепсисом.

А.Г.Аксаков выступил с предложением дополнить Стратегию информацией, связанной с импортозамещением, поскольку финансовый рынок, на который накладывается обязанность использования отечественного ПО и оборудования предлагает начать этот процесс с ЦБ и НСПК. Это позволит и снизить стоимость расходов частного сектора и использовать уже проверенные решения. По поводу этого предложения – обещали подумать и возможно дополнить.


Теперь Стратегия будет утверждена Советом директоров, а участникам финансового рынка СБП станет обязана – «предоставить услуг не менее 10».


Состоявшееся обсуждение на Консультативном совете на самом деле было крайне полезным, появилось понимание как можно дальше работать с темой необходимости развития платежного рынка/платежной отрасли – как одной из отраслей экономики страны. На данный момент, нет ни одного аргумента, указывающую на зафиксированную в Стратегии прямую связь: «развитие проектов Банка России = развитию НПС/ платежной отрасли». Банк России не считает себя участником рынка и видит только преимущество в том, что работает «не для извлечения прибыли» и просто делает «всем лучше». При этом – обратную сторону своей внерыночности – не видит или не хочет видеть.


  • 20 февраля (суббота) состоялась Стратегическая сессия Минфина России по разработке Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года.


Очень эффективное и прекрасно организованное мероприятие.


Материалы и работа – у нас (участников, которые нашли общие содержательные точки) – в проработке.


Можно предположить, что в итоге никакого прорывного документа Минфин не выпустит, но ценность имеет сам факт проведенного таким образом обсуждения. Обозначились очень четко две границы: от необходимости вводить Госплан – в рамках сохранения финансовой стабильности – до необходимости дать ответы на вопросы о приватизации и дальнейших формах участия государства «в рынке». Совершенно очевидно, что мы находимся в центре активного поиска всеми сторонами новых механизмов развития и новых механизмов взаимодействия: и со стороны государства, и со стороны участников рынка. Поскольку силы сторон не совсем равны, то представляется эффективной идея (была высказана) закрепить основные положения развития и регулирования финансового рынка – в отдельном самостоятельном законе. Демонополизировать любой рынок намного сложнее (как мы все знаем), чем создать разумные правила игры сейчас.



  • Об экономическом росте


«Выйти в плюс по итогам года пандемии удалось всего двум секторам - это услуги почты и курьеров (+3,6%) и ритуальные услуги (+3,8%)»