Банки, чтобы извлечь прибыль из работы с новой потребительской группой, должны хорошо поработать над предвосхищением потребностей и запросов, не охваченных банковскими сервисами владельцев мобильных телефонов.
Шёл 1984 год, когда компания Motorola выпустила первый в мире сотовый телефон, устройство за два фунта, названное DynaTac 8000X. Клиенты стекались в магазины, чтобы купить портативное устройство за 3,995$, которое предлагало только полчаса времени разговора до каждой перезарядки.
Сегодня сотовые телефоны и даже новейшие смартфоны больше не являются роскошным аксессуаром, доступным только для американских богачей. Фактически, смартфоны играют ключевую роль в помощи как обременённым долгами, так и не вовлечённым в банковскую сферу американцам вырваться из их финансовых капканов.
Приблизительно 68 миллионов американцев не имеют доступа к основным финансовым услугам, таким как банковские счета или интернет-банк. Однако, с мобильным интернетом в телефоне, они больше могут не полагаться на ростовщические «ссуды до получки» с грабительскими процентами и штрафами или выделять время для обязательных посещений офисов мобильных операторов или коммунальных служб. Современные технологии могут обслуживать эту незаслуженно долго лишённую доступа к финансовым услугам социальную группу гораздо лучше, чем обычные банки.
Банкам, чтобы извлечь прибыль из работы с новой потребительской группой, крайне важно хорошо поработать над предвосхищением потребностей и запросов, не охваченных банковскими сервисами пользователей мобильной связи. То, как не пользующийся классическими банковскими сервисами потребитель или любой другой потребитель в этом отношении, взаимодействует с интернет-банком, различается лишь по мобильным платформам. Например, скорость проведения транзакций и простота управления намного более важны в удовлетворении потребностей пользователей мобильной связи.
Формируя решения для новой группы клиентов, не охваченных ранее финансовыми услугами, банки стали уделять больше внимания удобству и простоте использования он-лайн сервисов. Это делает информацию доступной, удобной для поиска и универсальной для распознавания множеством мобильных устройств, всё больше вовлекая пользователя в процесс управления. Для более глубокой функциональности банки могут разработать собственные приложения для создания комплексного и уникального брендированного решения.
Хотя большая часть не охваченного банковскими сервисами населения имеет умеренно низкий доход, не стоит путать нехватку денег с недостаточной продвинутостью пользователей. Совокупного чистого дохода этой группы потребителей может и не хватать для покупки домашнего компьютера или подключения широкополосного интернета в доме, зато количество мобильных телефонов и смартфонов у таких потребителей на 4% больше, чем у среднего американца.
Смартфоны служат и мобильным телефоном и компьютером, но что наиболее важно, они являются инструментами помогающими пользователям отслеживать балансы, платить вовремя по счетам, расплачиваться по долгам и рефинансировать кредиты.
Данные исследований Центра инноваций в сфере финансовых сервисов (Center for Financial Services Innovation) говорят о том, что слабо вовлечённые в процесс использования банковских услуг пользователи, также как и постоянные клиенты банков, одинаково часто выбирают мобильный банкинг, чтобы следить за состоянием счетов и поддерживать их платежные балансы. Для тех, кому недоступно классическое банковское обслуживание, своевременная информация о состоянии баланса посредством мобильного банка может снять психологическое напряжение, позволяя избегать пеней и штрафов.
С появлением смартфонов американцы также приобщаются к мобильным приложениям, помогающим им управлять своей кредитной задолженностью. Приложение Green Dot позволяет пользователям управлять своими предоплаченными дебетовыми картами, отслеживать их расходы и определять местонахождение банкоматов для снятия наличных без комиссии. В Великобритании Wonga - популярное приложение, предлагающее т.н. "ссуду до получки", даёт пользователям более гибкую и низкую процентную ставку по сравнению с обычными небанковскими микрозаймами. Mint продолжает быть одним из самых популярных приложений по управлению денежными потоками для самых разных категорий потребителей в любых финансовых ситуациях.
Так как мобильные финансовые приложения и мобильный банкинг могут стать крайне ценными и выгодными для потребителей в массе не имеющих доступа к классическим банковским услугам, банки должны обращать больше внимания на проблемы безопасности пользователей в контексте проведения ими мобильных транзакций. Увеличивая не только воспринимаемую, но и реальную безопасность, используя передовые технологии, можно добиться огромного прогресса в контексте положительного восприятия мобильных услуг пользователями. Есть много новых технологий использующих биометрию, сканирование сетчатки глаза, распознавание лиц и определение местоположения, которые могут способствовать усилению чувства безопасности при пользовании мобильными финансовыми сервисами.
Бьюсь об заклад, когда Руди Кролопп и команда его дизайнеров выпустили для Моторолы их экстравагантный мобильный телефон 30 лет назад, они никак не думали, что он поможет повысить уровень доступности финансовых услуг для малообеспеченных американцев. Для банков, желающих привлечь эту постоянно растущую группу потенциальных клиентов, внедрение инновационных мобильных решений является обязательным.
Автор: Хамед Шахбази, CEO облачного платёжного процессингового центра TIO Networks
.