top of page

Банкам - труба

В США развитию мобильного банкинга способствуют сокращение количества банковских отделений и возможность класть деньги на счет с чека, снятого камерой смартфона.

Парадокс, но в России мобильный банкинг развивается вопреки росту числа банковских офисов и даже без помощи "фотошопа".

Американское агентство Alex Partners провело исследование роста мобильных банковских услуг. Оно показало, что в 2012 году мобильный банкинг в США не просто показал рост - сервис наконец перешел из разряда информационных в операционные, то есть его активно начали использовать не только для получения информации о наличии средств на банковских счетах, но и для платежей и переводов.

По данным компании Alex Partners, к концу прошлого года около половины клиентов американских банков начали считать телефон важным средством для управления финансами, в то время как в 2011-м таковых было всего 7%. Местные банки такую информацию подтверждают: по информации газеты The Wall Street Journal, клиенты действительно начали использовать мобильные приложения для совершения трансакций - мобильным способом (через банковское приложение) в конце 2012 года было осуществлено 8% банковских операций. Интернет-банкинг более популярен - через этот канал клиенты проводят 53% трансакций, через отделения - 14%, а остальные операции клиенты осуществляют, пользуясь услугой банкоматов и колл-центров.

Рост числа мобильных трансакций в США, по мнению местных аналитиков, свидетельствует о реальных усилиях, которые прикладывают к развитию этого вида банкинга практически все кредитные организации - от крупнейших до самых мелких региональных банков. Эксперты уверены, что к развитию мобильного канала обслуживания (через банковские приложения на смартфоне) банки подтолкнула необходимость удерживать клиентов в условиях сокращения количества офисов. Число последних, вследствие их нерентабельности, сократилось в США за прошлый год более чем на 1 100.

В России в прошлом году не было заметного сокращения банковских отделений. Напротив, крупные банки активно развивали это направление. Сеть ВТБ 24, например, в 2012-м увеличилась на 88 новых офисов - до 690 отделений.

Еще один крупнейший игрок - Альфа-Банк считает расширение сети отделений одним из главных приоритетов. Кредитная организация открыла в прошлом году пилотные центры по обслуживанию клиентов потребительского кредитования, 100 "микроофисов" в торговых центрах, а также 35 классических отделений.

Такая "офисная активность", как выяснил портал Банки.ру, ничуть не помешала российским банкам серьезно нарастить долю мобильных трансакций.

В Альфа-Банке, к примеру, в настоящее время уже треть платежей, совершаемых клиентами через удаленные каналы (мобильный и интернет-банкинг), осуществляется именно через мобильное приложение. Как пояснил заместитель директора по развитию электронных услуг Альфа-Банка Андрей Алексахин, с 2009 по 2012 год доля мобильных операций по отношению к операциям через классический интернет-банк выросла с 5% до 30%.

Заместитель генерального директора компании Qulix Systems (разработчик систем мобильного и интернет-банкинга) Валерий Тихонович не видит противоречия в российских и американских показателях, полагая, что Россия в отличие от Америки все еще находится в зоне активного роста банковского сектора, потому здесь и офисы открываются, и количество мобильных платежей увеличивается. Кроме того, большинство населения России совсем недавно открыло для себя "прелести финансового мира" (активную работу с деньгами через банки), что практически совпало с открытием массового доступа в Интернет, и это подстегивает рост банковских онлайн-трансакций, в том числе мобильных.

Еще одним важным стимулом для развития мобильного банкинга в США считаются банковские "фотоуслуги". Пример прочим крупным банкам подал Bank of America, который в августе прошлого года предложил своим клиентам вносить деньги на счет, фотографируя чек смартфоном. За полгода услугой воспользовались около 100 тыс. раз. Именно столько чеков было оцифровано банковской программой, и сумма с них была зачислена на депозиты.

U. S. Bank пытается даже зарабатывать на подобных операциях, взимая с клиента за каждый сфотографированный и отправленный в банк чек комиссию в 50 центов. "Мы оценили ситуацию и поняли, что клиенты готовы расстаться с такой суммой, считая, что это лучше, чем идти к ближайшему банкомату или в отделение", - заявил газете Wall Street Journal Хоуэл Мак-Каллоу, главный стратегист U. S. Bancorp.

В России чеки не прижились, мобильные приложения для фотографирования и распознавания телефоном платежек - тоже. Российский разработчик Abbyy более успешно продает такие программные продукты на Западе, но не на родине. В США, в частности, решение Abbyy используется клиентами ряда банков для упрощенного заполнения форм налоговых платежей.

"Мы выпускаем ряд технологических решений, которые позволяют встроить разработчикам приложений возможности распознавания документов и ввода информации из них непосредственно на смартфоне или планшете", - рассказал Банки.ру генеральный директор компании "ABBYY Россия" Григорий Липич. По его словам, в 2011 году в России клиенты испытывали больше "исследовательский" и "теоретический" интерес к вопросу мобильного ввода документов, однако в 2012-м в этом направлении начались реальные проекты. "Конкретные имена называть не могу, но это банковский сектор, а также популярные платежные системы", - уточнил Липич. Данные компании планируют в скором времени встроить возможность ввода документов в свои мобильные приложения.

К счастью для российских поклонников смартфонов, даже без "фотосервисов" количество платежей и переводов постоянно увеличивается. Крупнейший банк страны, правда, еще не достиг среднеамериканских показателей, но находится уже практически на полпути - в пресс-службе Сбербанка рассказали, что в настоящее время через мобильные приложения "СБОЛ" проводится уже 4% платежей и 5% переводов (в общем количестве платежей и переводов, проведенных через "Сбербанк ОнЛ@йн").

Быстро растет доля мобильных платежей и в Московском Кредитном Банке. В этой организации рассказали, что в 2013 году за период с 1 января по 28 февраля клиентами было совершено около 70 тыс. дистанционных операций и на долю трансакций, сделанных при помощи мобильного приложения, пришлось около 10 тыс. При том что с 1 июля по 31 декабря 2012 года количество операций в системе интернет-банкинга превысило миллион трансакций, из них на мобильные трансакции пришлось всего 30 тыс. Напомним: мобильный банк был запущен в МКБ 1 июля 2012 года.

Источник: Banki.ru, Москва, 14 марта 2013

http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=4664816

bottom of page