top of page

Развитие Российского рынка платежных карт

Виталий Владыкин , старший аналитик Euromonitor International

Рынок платежных карт в России активно развивался все прошедшее десятилетие, в течение которого средний ежегодный рост числа карт составлял 30%. В итоге в 2011 г. общее количество обращающихся на рынке дебетовых и кредитных карт превысило численность населения России, а в 2012-м этот показатель должен увеличиться не менее чем на 12%.

К концу 2012 г. на одного россиянина в среднем будет приходиться 1,3 карты. И если по абсолютному количеству обращающихся карт Россия войдет в десятку стран-лидеров, то в расчете на одного жителя по-прежнему будет уступать многим развитым рынкам. Например, по состоянию на 2012 г. в Японии и США один житель имеет в бумажнике в среднем 4 карты, в Канаде - 3, в Великобритании и Норвегии - 2,5, в Китае - 2 карты.

При этом в России активно росло не только количество выпущенных карт, но и объем карточных операций оплаты товаров и услуг. Так, за прошедшее пятилетие объем операций в денежном выражении по дебетовым картам в среднем ежегодно рос на 39%, достигнув отметки в 2 трлн рублей в 2012 г. По темпам роста данного показателя Россия расположилась в десятке самых динамичных страновых рынков. Несмотря на быстрый рост количества операций по платежам за товары и услуги, уровень использования карт для этих целей остается низким по сравнению со снятием наличных денег. Многие потребители ограничиваются лишь снятием своей зарплаты или сбережений в банкоматах и не оплачивают картой регулярно свои покупки. На конец 2012 г. 87% всех операций по картам будет приходиться на снятие денег в банкоматах, а ведь еще пять лет назад этот показатель составлял свыше 90%. В Западной Европе на операции по снятию наличных денег приходится в среднем 36%, а в Северной Америке - 12%. Пример этих регионов демонстрирует, что российскому рынку еще есть куда развиваться в плане активного задействования карт как платежного средства.

Инфраструктура приема карт

Одну из главных ролей для дальнейшего развития рынка карт и их использования для оплаты товаров и услуг традиционно играет инфраструктура обслуживания, которая пока еще недостаточно развита в РФ. По абсолютному количеству банкоматов с функцией выдачи наличных денег Россия по итогам 2012 г. попадет в пятерку крупнейших стран сразу после США, Китая, Бразилии и Японии. В расчете на миллион жителей Россия еще немного отстает от стран - лидеров по данному показателю, но незначительно. Это логичная тенденция, учитывая, что россияне активно используют банкоматы для снятия зарплаты и оплаты кредитов.

По мере развития инфраструктуры приема карт банкам и торгово-сервисным предприятиям, установившим POS-терминалы, важно помнить и о совершенствовании сервиса. Согласно проведенному Euromonitor International опросу потребителей, именно качественное обслуживание клиентов является при выборе банка вторым по важности фактором после его репутации.

Важным фактором развития современных форматов торговли является охват не только крупнейших городов, но и других, менее крупных населенных пунктов. Например, наиболее динамично развивающаяся торговая сеть "Магнит" ежегодно открывает по 1 000 магазинов в форматах "гипермаркет" и "магазин шаговой доступности" и располагает уже около 6 000 магазинов более чем в 1300 населенных пунктах с населением от 5 000 человек. С 2010 г. данная сеть начала прием карт в гипермаркетах и наверняка запустит этот сервис и в магазинах шаговой доступности в течение прогнозного периода.

Другой пример - одна из крупнейших торговых сетей "Ашан", которая только в конце 2011 г. начала принимать карты Visa любых банков-эмитентов, а уже с октября 2012-го - карты MasterCard. Оборот данной торговой сети превышает 200 млрд рублей в год. И начало приема платежных карт столь крупным ритейлером дает дополнительный импульс росту операций по платежным картам в целом по стране.

Новые технологии

Стремительный рост продаж смартфонов и планшетных компьютеров в России в 2011-2012 гг. позволяет сделать положительный прогноз на ближайшее пятилетие. Рост рынка планшетных компьютеров составит в среднем 28%, увеличившись с 1,6 млн штук в 2011-м до 5,5 млн в 2016 г.

Похожая тенденция наблюдается и в сегменте смартфонов. К 2016 г. рынок продемонстрирует средний ежегодный рост в 22% и достигнет 27 млн устройств (сегодня - 10 млн). В 2016 г. уже 60% всех продаж мобильных телефонов будет приходиться на смартфоны. Это открывает широкие возможности для мобильных платежей.

Источник: Retail&Loyalty (retail-loyalty.org), Москва, 20 марта 2013

http://www.retail-loyalty.org/journal_retail_loyalty/read_online/art149584/

bottom of page