Системы мобильных платежей набирают популярность, и в ближайшие годы ожидается резкий рост объема обрабатываемых ими операций.Согласно прогнозам Yankee Group, к 2015 году он может достигнуть 1 трлн долл. в год.
Значительный вклад в этот процесс вносит мобильный эквайринг - технология обработки банковских карт с помощью мобильных терминалов.Идея мобильного эквайринга проста: мобильное устройство содержит в себе практически все составляющие, необходимые для обработки банковских карт, - связь, монитор, процессор. Остается добавить единственную недостающую деталь - мобильный мини-терминал (mPOS). Он представляет собой компактное устройство для чтения банковских карт, которое устанавливается в разъем смартфона или планшета. При этом важно, что считыватель магнитной полосы представлен не в виде дорогостоящего и достаточно громоздкого POS-терминала, а в миниатюрном форм-факторе. Как правило, его стоимость не превышает нескольких сотен рублей. Приложение, обеспечивающее процессинг и передачу данных, пользователь загружает из магазина приложений.Таким образом, получается, что расходы на оснащение и поддержку мобильного эквайринга значительно ниже, чем в традиционном эквайринге: отсутствуют абонентская плата и требования по обороту, необходимость иметь выделенный интернет-канал. Схема создания услуги очевидна: компания заключает договор с банком, разрабатывает мобильное приложение, а простейшие считывающие устройства, как правило, заказываются у китайских производителей (при необходимости используются более дорогие сертифицированные терминалы).Платежи картами через мобильные телефоны получили известность благодаря американскому проекту Square.На этот рынок несложно войти, так как начальные расходы компаний невелики. В России появилось несколько сервисов, копирующих опыт западных коллег и оптимистично смотрящих на свои перспективы: 2сan, iPay, Pay-Me.Присматриваются к этому рынку и участники рынка электронных денег, в частности "Яндекс.Деньги". Вероятно, развитие рынка будет поддержано и другими операторами киберплатежей, которые перестают довольствоваться нишевой ролью. Они продолжают идти к модели традиционных финансовых учреждений, активизируя работу с платежными картами.Кому это нужно?Стартапы, предлагающие услуги мобильного эквайринга в партнерстве с банками, основным преимуществом своих решений декларируют удобство. Например, если у покупателя не хватает наличных или у продавца нет сдачи, покупку можно оплатить с помощью банковской карты. Более того, в России постепенно появляется сегмент клиентов, для которых этот способ оплаты стал приоритетным.Речь идет и об увеличении количества потенциальных покупателей за счет охвата аудитории, которая не привыкла или не доверяет электронным деньгам, но пользуется банковскими картами.Играет свою роль и психологический фактор. Как показывает практика, при оплате картой покупатели склонны тратить больше. Некоторые исследования говорят, что средний чек увеличивается чуть ли не на треть.Еще один позитивный фактор - снижение рисков: электронные деньги застрахованы от случайной потери или физической кражи. Таким образом, в целом предлагаемая схема проста и полезна как для покупателей, так и для продавцов.Вопрос упирается в то, готов ли российский рынок к подобным услугам. Популярность аналогичных решений на развитых финансовых рынках не гарантирует успеха в странах, где основным действием с картами до сих пор остается обналичивание средств в банкоматах.Мобильный эквайринг лучше всего подходит предприятиям и предпринимателям, которые продают товары и услуги вне офиса. Типичным примером могут служить интернет-магазины, страховые агенты, специалисты, оказывающие услуги на дому (например, частные врачи), а также службы такси. Именно последние сейчас являются основными и самыми известными потребителями данных услуг.Вопрос, кто еще, помимо таксопарков, всерьез заинтересован в мобильном эквайринге, до сих пор остается открытым. Мелкие торговые компании традиционно очень недоверчиво относятся к любым видам платежей, кроме наличных. Как минимум для них нужна мощная просветительская работа, в том числе с помощью солидных банков-партнеров, доказывающая надежность предлагаемых решений. Пока никакой информационной работы с сегментом малого бизнеса не ведется. Все ограничивается общими заявлениями о выгоде и удобстве, не затрагивающими таких понятий, как сравнение по затратам с наличным оборотом или скорость поступления платежей. Например, Pay-Me говорит о комиссии за проведение платежей, составляющей 2,75% от суммы транзакции, ноне менее 10 руб., и констатирует, что этот процент "оптимален для малого бизнеса".Отдельным вопросом является безопасность транзакций. Конечно, Visa и MasterCard обеспечивают поддержку шифрования данных. Однако для устройств Android создано уже огромное количество вирусов, нацеленных на кражу денег со счетов. Появление программ, ориентированных наперехват данных с мобильных терминалов, скорее всего, лишь вопрос времени.Ждать ли прорыва?Эксперты финансового рынка до сих пор расходятся в своих оценках нынешнего состояния рынка мобильного эквайринга, равно как и его перспектив. По словам НиколаяЖмуренко, генерального директора компании "Смартфин", продвигающей сервис 2can, несколько миллионов SMB теряют своих клиентов только потому, что не принимают к оплате карты. По его мнению, именно карманные терминалы помогут малому бизнесу предоставить покупателям этот сервис.Действительно, традиционный эквайринг ориентирован на крупный торговый бизнес, что связано с инвестициями банков в довольно дорогостоящее оборудование. Вполне естественно, что это оборудование дается в пользование компаниям с большим оборотом, способным окупить затраты. Те же, чей оборот небольшой, остаются вне сферы интересов банкиров. Жмуренко уверен, что в последнее время рынок мобильного эквайринга значительно шагнул вперед и скепсис игроков рынка сменился на ажиотаж, а прогнозы вполне оптимистичны.Иван Пятков, директор департамента розничных продуктов и технологий "Промсвязьбанка", наоборот, не слишком оптимистичен. Он признает, что малый бизнес в России не настолько культурно развит, чтобы испытывать повышенный интерес к мобильному эквайрингу, и особенно это касается регионов. Конечно, подобные услуги будут развиваться, однако прорыва ждать не стоит.Далеко не все компании готовы экипировать своих торговых представителей и курьеров смартфонами, стоящими не меньше, чем обычные POS-терминалы. Да и клиенты все-таки далеко не всегда доверяют свои карты даже обычным проверенным терминалам, не говоря уже о мобильных телефонах.***Эквайринг в промышленных масштабах Важной вехой в продвижении технологий мобильного эквайринга может стать полностью "наземный" проект, реализуемый департаментом транспорта Москвы совместно с компанией Visa. В начале июня они представили турникет, принимающий для оплаты проезда в метро бесконтактные платежные карты Visa payWave. Ценность этого проекта в том, что он выводит саму технологию безналичных платежей на "промышленный" уровень, неся эту технологию в массы.Запуск пилотного проекта по оснащению станций метро новыми турникетами запланирован на осень 2013 года. Владельцы банковских карт Visa payWave смогут проходить в метро, не тратя времени на приобретение билета.Турникет оснащен единым универсальным устройством чтения карт и, помимо банковских карт, принимает все типы традиционных проездных билетов. Банком эквайером пилотного проекта выступил "ТрансКредитБанк".Крайне важно, что в ходе испытаний удалось реализовать одно из главных условий по пропускной способности: время открытия турникета при оплате проезда платежной картой и при использовании обычного билета не отличается.Ранее подобные проекты были реализованы лишь в некоторых странах. Оплата банковскими картами поездок в метрополитене должна значительно упростить жизнь как постоянным жителям города, таки гостям.***Таксист с планшетомКомпания "Такси Огонек" стала далеко не первой, внедрившей средства мобильного эквайринга. Гораздо интереснее достаточно глубокая проработка проекта, а также то, что технология оплаты гармонично вписалась в систему управления таксопарком, став ее частью. Проект был реализован консорциумом iCompass, SellbyCell и "Связной Банк".Основу внедренного решения составила система управления автопарками iCompass, включающая в себя онлайн-диспетчерскую с возможностью автораспределения заказов и АРМ водителя. Комплекс водителя, реализованный на iPad, не только обеспечивает получение водителем полной информации о заказах, но и содержит встроенную навигационную систему и таксометр.Важной особенностью решения является его полное соответствие законодательству, в том числе возможность печати чека, а также высокий уровень безопасности.Ради этого пришлось отказаться от простейших мини-терминалов mPOS в пользу принтер-терминалов Blue Bamboo, соответствующих требованиям PCI DSS. Терминал соединяется с мобильным устройством по Bluetooth, а транзакция подтверждается подписью на планшете. Средняя скорость проведения транзакций составляет около семи секунд. Источник: Директор ИС, Москва, 25 июня 2013
.