Известия опубликовали материал об одной из мер, рассматриваемых в рамках Национальной платежной инициативы, — предложении увеличить не облагаемую НДФЛ сумму доходов физических лиц, полученных в форме подарков от юридических лиц, в частности, в рамках программ лояльности. Исполнительный директор Ассоциации Национальный платежный совет Мария Михайлова дала изданию комментарий по теме.
Доход граждан по банковским картам с функцией cash-back (возврат на карту 0,5–5% от суммы покупок), не облагаемый налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%, предлагается увеличить в три раза — до 12 тыс. рублей. Такой пункт может быть включен в «дорожную карту» («Национальная платежная инициатива»), которую разрабатывают Центробанк и банковское сообщество в лице Ассоциации российских банков и ассоциации «Национальный платежный совет». Поправки предлагается внести в ст. 217 Налогового кодекса. По словам разработчиков, принятие поправок будет стимулировать банки активнее выпускать карты с cash-back, а граждан — активнее расплачиваться «пластиком».
Карты с cash-back выпускают пока около 20 банков, входящих в топ-100 по активам, в том числе ВТБ24, Альфа-банк, «Ренессанс кредит», банк «Открытие», Ситибанк, Бинбанк, «Русский стандарт», ТКС-банк, «Авангард», ХКФ-банк. Поощрительные выплаты держателям карт с этой опцией (возврат на пластик денежных средств каждый месяц) осуществляются за счет собственных средств банка.
Карты с возвратом денег появились в России в 2007 году. Две трети выпускаемых карт с cash-back кредитные, остальные — дебетовые. Держатель карты cash-back получает вознаграждение за счет комиссии, которую выпустивший карту банк (эмитент) получает от обслуживающего торговое предприятие банка-эквайера. Средняя величина комиссии за эквайринг interchange (ее уплачивают торговые точки, оборудованные аппаратом для приема карт) составляет 1,5%. Доходы граждан по картам с возвратом облагаются налогом в 13%, поскольку считаются экономической выгодой (в соответствии с положениями ст. 41 НК такие выплаты являются доходом в денежной форме).
В силу положений ст. 210 НК при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (в соответствии со ст. 212 НК).
Однако не все доходы облагаются налогом на доходы физических лиц. Согласно п. 28 ст. 217 НК, не подлежат обложению доходы физических лиц, полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде подарков от организаций и индивидуальных предпринимателей, стоимость которых не превышает 4 тыс. рублей. Таким образом, если «подарок» банка в виде суммы возвращенных по cash-back средств не превышает 4 тыс. — налог не взимается.
Авторы поправок предлагают освободить от налогообложения сумму в 12 тыс. рублей.
— Администрирование превышающих 4 тыс. рублей значение сумм является крайне затратным и трудоемким процессом для всех сторон, что и сдерживает использование данного вида стимулирования покупателей, — пояснила исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова.
По словам Михайловой, гораздо эффективнее направить эти ресурсы на поощрение потребителей, «а рост безналичного оборота и стимулирование покупательской активности сейчас выгоден и необходим всем».
— Cash-back и его разновидности сегодня являются неотъемлемой частью программ лояльности банков, — комментирует директор департамента разработки карточных продуктов и технологий Бинбанка Павел Кравченко. — Повышение суммы, не облагаемой налогом, благоприятно скажется на банковском секторе, поскольку будет стимулировать клиентов делать выбор в пользу безналичных расчетов. Увеличение доли безналичных операций — одна из важнейших задач для всего рынка. Как пример: в Исландии 98% оборота происходит по «безналу», а в России — порядка 20%.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что принятие этого законопроекта вызывает сомнение из-за дефицита бюджета, ведь прямой эффект налоговых льгот — снижение доходов бюджета.
— В 2015 году дефицит бюджета ожидается на уровне около 3% ВВП, в 2016 году дефицит может вырасти из-за падения цены нефти, санкций и военных расходов, — уверен аналитик. — Хотя ущерб бюджету будет мал. Действительно, по данным ЦБ, в 2014 году объем операций по оплате товаров и услуг, совершенных на территории России с использованием платежных карт эмитентов — резидентов и нерезидентов, составил 6,4 трлн рублей. Даже если предположить, что 1% от этой суммы — расчеты по картам с cash-back и cash-back составил в среднем 1%, то население получило доход в размере 640 млн рублей. Если полностью вывести этот доход из-под налогообложения, то государство недосчитается всего лишь 83 млн рублей в год. Между тем косвенный эффект от роста безналичных платежей и вытеснения наличного оборота из экономики с лихвой покрыл бы эту «недостачу».
Адвокат компании «Юков и партнеры» Рустам Батыров считает, что новация позволит банкам предложить клиентам более выгодные условия для приобретения карты с функцией cash-back и соответственно привлечь больше клиентов.
— На данный момент большинство банков уплачивает 13% НДФЛ с полученных клиентом сумм, несмотря на наличие письма Минфина, в котором разъяснено, что возврат физическому лицу части средств от суммы произведенных операций с использованием банковских (платежных) карт можно рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, которая не приводит к возникновению объекта налогообложения НДФЛ, — поясняет Батыров. — Таким образом, банки подстраховываются, ввиду чего наличие дополнительных разъяснений и внесение изменений в НК представляются необходимыми. Потребителям при принятии решения о подключении функции cash-back необходимо учитывать, что денежные средства возвращаются далеко не по всем совершенным операциям (например, при выдаче наличных, при денежных переводах), существует ежемесячный лимит возвращаемых денежных средств, который может быть очень маленьким (например, от 900 рублей), банк вправе в одностороннем порядке изменить условия предоставления услуги cash-back.
Председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов отмечает, что банкам очень неудобно администрировать НДФЛ, поэтому они предпочитают ограничивать cash-back нижним пределом начисления НДФЛ.
— Теперь они смогут без дополнительных усилий давать клиентам больший cash-back, тем самым мотивируя их более активно пользоваться карточными продуктами, — поясняет Достов. — Более того, вытекающий из этого рост безналичных платежей и повышение их прозрачности приведут в итоге к повышению собираемости НДФЛ, а не к уменьшению.
Источник: izvestia.ru
.