Усилить, упростить и систематизировать: предложения по модернизации мер ПОД/ФТ в Австралии

Через десять лет после принятия в Австралии Закона "О противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма" в 2006 г. правительству был представлен проект рекомендаций, основная цель которых заключается в том, чтобы усилить, упростить и систематизировать используемые меры.

Отчет по результатам стартовавшего в декабре 2013 года пересмотра Закона "О противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма" 2006 г. и связанных с ним актов, представленный на рассмотрение в пятницу, 29 апреля 2016 г., явился результатом исполнением одного из требований самого закона. Специалисты австралийской юридической фирмы Clayton Utz рассказывают об основных выводах опубликованного отчета.

Общие предложения по изменению системы ПОД/ФТ

Отчет составлен на базе и с учетом некоторых вопросов, поднятых в Отчете по результатам экспертной оценки внедренной в Австралии системы ПОД/ФТ, подготовленном группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и опубликованном в апреле 2015 г.

В целом отчет содержит рекомендации сделать Закон ПОД/ФТ простым и в большей степени основанным на принципах, а правила ПОД/ФТ рациональными и удобными для пользователей. В частности Закон и Предписания следует сделать более легкими для восприятия и более доступными, с тем, чтобы подотчетные организации более четко понимали свои обязательства ПОД/ФТ.

Для того чтобы пояснить суть риск-ориентированного подхода, в рамках которого подотчетные организации должны понимать риск существования ОД/ФТ, управлять этими рисками и минимизировать их, необходимо усилить разъяснительную деятельность со стороны AUSTRAC (The Australian Transaction Reports and Analysis Centre – австралийская правительственная служба финансовой разведки) и обеспечить адресную обратную связь по результатам выполнения предписаний.

Помимо этого Закон ПОД/ФТ и Правила должны быть нейтральными к применяемым технологиям обеспечения ПОД/ФТ.

Данные изменения должны быть разработаны совместно профессиональными организациями и правительством.

Наконец, Закон об отчетности по финансовым операциям должен быть отменен, а предусмотренные этим законом требования по отчетности по операциям с дорожными чеками, а также отчетности для агентов по продаже автомобилей и юристов должны быть внесены в Закон ПОД/ФТ в качестве временной меры, до принятия окончательного решения относительно регулирования данных вопросов.

Новые способы оплаты - новые риски

Отчет содержит рекомендации относительно того, что Закон ПОД/ФТ должен регулировать электронные кошельки и электронные валюты (при этом современное определение последних стало более широким и включает в себя конвертируемые цифровые валюты, не подкрепленные физическими активами).

Организация AUSTRAC должна тщательно отслеживать риски ОД/ФТ, связанные с новыми способами и системами оплаты, в частности:

  • дорожные чеки (с возможностью выведения их из-под юрисдикции предписаний ПОД/ФТ при подтверждении низкого уровня риска ОД/ФТ);

  • предоплаченные карты, при этом необходимо оценить, насколько адекватно установлены лимиты операций по картам с учетом рисков, сопряженных с использованием этих карт. Департамент министра юстиции, AUSTRAC и Департамент по вопросам иммиграции и защиты государственных границ должны рассмотреть вопрос о необходимости международного обмена данными в отношении предоплаченных карт;

  • средства обналичивания чеков (не подпадающие под действующее в настоящее время регулирование, затрагивающее только операции с чеками и чековыми книжками); и

  • определенные услуги, предоставляемые австралийским клиентам оффшорными организациями. Следует разработать действующую модель реализации обязательств ПОД/ФТ при выявлении услуг с высоким риском ОД/ФТ.

Если эти рекомендации будут приняты к исполнению, то на следующем этапе Департамент министра юстиции и AUSTRAC, совместно с профессиональными организациями, должны разработать дополнительные опции и провести анализ экономической эффективности этих опций в сфере регулирования деятельности консультантов по правовым вопросам, юристов, занимающихся сделками с недвижимостью, финансистов, агентов по операциям с ценными товарами, агентов по продаже недвижимости, поставщиков трастовых услуг и поставщиков корпоративных услуг, в соответствии с Законом ПОД/ФТ.

Надлежащая проверка клиентов

Закон ПОД/ФТ должен быть упрощен с тем, чтобы требовать от подотчетных организаций проведения четкого перечня мероприятий по обеспечению надлежащей проверки клиентов, а также систематизировать Предписания ПОД/ФТ посредством простых формулировок и дополнительной методической помощи. В частности, AUSTRAC может предложить упрощенные процедуры проверки клиентов, являющихся частными лицами и относящихся к среднему или низкому уровню рисков ОД/ФТ, а также упрощенные процедуры проверки отдельных компаний и трастов, представляющих собой низкий уровень рисков ОД/ФТ. Таким образом можно обеспечить упрощенную процедуру проверки клиентов для определенных услуг и клиентов, представляющих собой минимальный или низкий риск ОД/ФТ.

Помимо этого можно в некоторой степени упростить процедуру проверки для подотчетных организаций, если позволить им принимать результаты процедуры идентификации клиентов, проведенной сторонними организациями. Однако при этом очевидно должны быть соблюдены определенные условия:

  • если сторонняя организация дает согласие на использование полученных этой организацией данных, коммерческое предприятие, использующее эти данные, несет полную ответственность за реализацию мер по надлежащей проверке клиентов; и

  • если сторонняя организация расположена за пределами Австралии, ее деятельность должна регулироваться надлежащими предписаниями и требованиями по идентификации клиентов, схожими с требованиями, действующими в Австралии.

С другой стороны, отчет содержит рекомендации относительно того, что, согласно Закону ПОД/ФТ, подотчетным организациям должно быть строго запрещено оказывать услуги, являющиеся предметом регулирования, если невозможно надлежащим образом провести процедуру идентификации клиентов. В таких ситуациях подотчетным организациям должно быть предписано сообщить о ситуации, вызывающей подозрение.

Систематизация и упрощение обязательств по предоставлению отчетов по проведенным операциям

Любое упрощение или систематизация обязательств по предоставлению отчетов по проведенным операциям подразумевает следующее:

  • по возможности расширить определение цепочки расчетов при переводе денежных средств, чтобы включить провайдеров определенных услуг по денежным переводам;

  • проанализировать целесообразность требования отчетов по проведенным операциям от обеих сторон-участниц конкретной операции; и

  • разрешить объединять в одном отчете данные по операциям свыше определенного порога и являющихся международными переводами, если речь идет об одной и той же операции.

Организация AUSTRAC должна оценить целесообразность и последствия изменений, внесенных в систему предоставления отчетов в соответствии с Правилами по переводу международных платежей (IFTI), с тем чтобы:

  • отказаться от IFTI ниже определенного порогового уровня в отношении определенных услуг, представляющих собой особо низкий уровень риска ОД/ТФ;

  • расширить требования по отчетности по IFTI применительно к операциям, проведенным с использованием кредитных/ дебетовых карт; и

  • увеличить объем информации, предоставляемой организациями в адрес AUSTRACT.

Программы ПОД/ФТ: объединение и систематизация разделов А и Б

Разделы А и Б программы ПОД/ФТ следует объединить и систематизировать с целью помочь подотчетным организациям разработать, внедрить и поддерживать программу в рамках риск-ориентированного подхода.

Предлагается обязать подотчетные организации выполнять следующие требования:

  • учитывать информацию, предоставленную AUSTRAC или иными уполномоченными органами, относительно высокого риска ОД/ФТ при проведении оценки рисков;

  • прояснить обязанности и функции сотрудников, обеспечивающих выполнение предписаний ПОД/ФТ;

  • обеспечить независимость лиц, проводящих оценку программ ПОД/ФТ;

  • определить, снизить и научиться управлять рисками ОД/ФТ, возникающими вследствие внедрения новых технологий;

  • принимать меры ПОД/ФТ в зарубежных филиалах и дочерних компаниях, соответствующие требованиям, предписанным Законом ПОД/ФТ, если меры ПОД/ФТ в стране размещения филиала не соответствуют требованиям, установленным в Австралии; и

  • информировать AUSTRAC , если страна размещения зарубежного филиала и дочерней компании не позволяет в полном объеме реализовать меры ПОД/ФТ.

Требования к банковским корреспондентским отношениям

В рамках стандартов ФАТФ, требования к банковским корреспондентским отношениям, в соответствии с Законом и Предписаниями ПОД/ФТ, необходимо упростить и систематизировать. При этом должен быть внедрен одноэтапный процесс проведения проверки правоспособности финансовой организации-респондента. Кроме того, в Закон ПОД/ФТ должны быть внесены следующие поправки:

  • расширить определение банковских корреспондентских отношений;

  • предписать проведение проверки правоспособности в отношении сквозных счетов; и

  • запретить финансовым организациям вступать в банковские корреспондентские отношения с организациями, которые могут вступить в такие отношения с фиктивным банком.

Условия регистрации для отправителей денежных средств

Необходимо создать рабочую группу, объединяющую представителей правительственных органов и профессиональных организаций, с целью усиления регулирующего надзора за отправителями денежных средств, включая полномочия в сфере правоприменения и реализации штрафных санкций.

Генеральный директор AUSTRAC должен получить полномочия по:

  • отмене регистрации отправителей денежных средств, не осуществляющих операции по отправке денежных средств (о чем свидетельствует отсутствие отчетных документов или иной соответствующей деятельности);

  • наложению запрета на участие отдельных лиц в управлении или в профильной деятельности отправителя денежных средств, на основании выявленного несоответствия занимаемой должности, неадекватности или неправомочности; и

  • публикации отказов и уведомлений с указанием обстоятельств, приведших к отмене регистрации отправителя денежных средств.

Система международного обмена данными

На смену существующей системе международного обмена данными должно прийти единое требование предоставлять отчеты по операциям с наличными денежными средствами (т.е. физическая валюта, свободнообращающийся кредитно-денежный документ на предъявителя, золото и серебро в слитках, а также объект или финансовый документ, указанный в Предписаниях ПОД/ФТ) в размере от 10000 австралийских долларов и выше.

Действующее определение свободнообращающегося кредитно-денежного документа на предъявителя следует расширить, чтобы оно включало в себя игровые фишки, жетоны, и иные предметы и формы долговых расписок.

Коммерческая тайна и ограничение доступа к информации

Департамент министра юстиции и AUSTRAC совместно с другими органами власти должны разработать упрощенную модель обмена данными, в соответствии с Законом ПОД/ФТ. При этом данная модель должна:

  • соответствовать информационным потребностям органов, борющихся с ОД/ФТ и занимающихся иными тяжкими преступлениями;

  • поддерживать сотрудничество сторон в сфере противостояния ОД/ФТ внутри страны и на международном уровне;

  • установить соответствующие гарантии и методы контроля, доступные для понимания и последовательно реализуемые; и

  • позволять подотчетным организациям сообщать о ситуациях, вызывающих подозрение, головным офисам, расположенным за рубежом.

Полномочия в сфере правоприменения

В Закон ПОД/ФТ должна быть внесена поправка, предусматривающая возможность снижения размера денежных санкций в отношении нарушений, заявленных самой организацией, допустившей нарушения, и возможность получения консультативной поддержки со стороны AUSTRAC.

С этой целью следует расширить:

  • доступные AUSTRAC средства проверки соответствия, по согласованию с ключевыми представителями отрасли и правительства.

  • полномочия AUSTRAC в части разработки корректирующих мер с целью оказания помощи подотчетным организациям в ликвидации нарушений обязательств по предоставлению отчетности, в соответствии с Законом ПОД/ФТ.

  • возможность использования протоколов о правонарушении в случае незначительных нарушений законодательства, предусмотренных Законом ПОД/ФТ.

  • полномочия действующих органов, имеющих право направлять уведомления физическим лицам или подотчетным организациям, в соответствии с Законом ПОД/ФТ, с целью позволить им оформить протоколы о правонарушениях или применить административные санкции, если это физическое лицо или организация не следует указаниям в уведомлении.

  • полномочия по наложению санкций за нарушение Закона и правил ПОД/ФТ, с тем чтобы в соответствующих обстоятельствах санкции могли быть предъявлены не только подотчетной организации, но и руководителям высшего звена и директорам.

Процедуры освобождения от обязательств по ПОД/ФТ в рамках более инициативного подхода

При определении исключений CEO AUSTRAC должен принимать во внимание отдельные факторы, при этом основное внимание следует уделить существующему уровню риска ОД/ФТ.

Процесс определения возможности освобождения от обязательствам ПОД/ФТ должен быть систематизирован. Необходимо разработать руководство по этому новому процессу.

Организация AUSTRAC должна внести поправки в свою практику предоставления льгот и установить временные сроки определения возможности предоставления льгот, а также проверки целесообразности продления ранее предоставленных льгот.

Прочие изменения в области соответствия Закону ПОД/ФТ

Организация AUSTRAC по согласованию с профессиональными организациями должна разработать новый процесс предоставления отчетности по выполнению предписаний, в соответствии с информационными потребностями AUSTRAC и с целью сокращения лишних объемов отчетной документации.

Следует установить требование по хранению в течение нескольких лет на предприятиях отчетной документации, позволяющей восстановить историю отдельных транзакций.

Дальнейшие шаги

В настоящее время Федеральное правительство рассматривает рекомендации, указанные в отчете. Подотчетным организациям необходимо отследить ответ правительства и понять, в какой мере поправки к действующему законодательству могут повлиять на их деятельность.