В связи с недавним скандалом вокруг «панамского досье» Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями FinCEN утвердила предложенный ею ранее проект директивы по проверке собственников\бенефициаров. Согласно этой директиве, финансовые учреждения должны идентифицировать и проверять бенефициаров юридических лиц, являющихся клиентами финансового учреждения. Министерство финансов провозгласило новую директиву критическим шагом в борьбе с использованием преступниками компаний для сокрытия своей личности и с отмыванием средств, полученных от преступной деятельности. Таким образом, Министерство финансов США, при поддержке Министерства Юстиции, также предложившего ряд инициатив, вышли на новый уровень ПОД\ФТ, чтобы достичь беспрецедентной прозрачности в корпоративном секторе.
Директива FinCEN основывается на требованиях к проверке клиентов (CCD), изложенных в текущих нормативных актах Программы идентификации клиентов (Customer Identification Programm). Ключевым моментом в директиве является новое положение, по которому финансовое учреждение должно идентифицировать и проверять физических лиц, являющиеся бенефициарами юридических лиц - клиентов банка.
FinCEN внесла ряд поправок в предлагаемые нормативные акты. Чтобы предоставить время для приведения программ комплаенса в соответствие новым требованиям, директива вступит в силу 11 мая 2018г., через два года от даты публикации. После вступления в силу эта директива будет распространяться на все новые счета. На существующие счета директива будет распространяться в случае, если организация выявит данные, требующие новой оценки профиля риска клиента.
Осознавая, что сфера применения директивы установлена нечетко, FinCEN утвердила более точное определение понятия «клиент – юридическое лицо» - это корпорация, ООО или любая другая организация, созданная посредством получения государственных документов в секретариате штата или аналогичной службе. Помимо этого данный термин также охватывает компании с неограниченной имущественной ответственностью и любые организации, сформированные в соответствии с законодательством другой страны. Трасты, за исключением доверительных трастов, не входят в эту категорию.
Хотя данная директива устанавливает официальную сертификационную форму, она не является обязательной. Стараясь уравновесить пользу и обременение подотчетности, FinCEN полагает достаточным, чтобы информация была указана на основании сведений, предоставленных самим лицом, открывающим счет. При этом не требуется нотариальное заверение или одобрение Советом директоров. Более того, финансовая организация может считать достоверной информацию, предоставленную своим клиентом, являющимся юридическим лицом, до тех пор, пока не становятся известны факты, обоснованно ставящие под сомнение точность предоставляемых этим клиентом данных.
Бенефициарное право собственности измеряется в двух «плоскостях». Плоскость права собственности требует идентификации любого частного лица, обладающего долей не менее 25% в уставном капитале клиента, являющегося юридическим лицом. В свою очередь плоскость осуществления контроля требует идентификации только одного частного лица, обладающего значительными управленческими полномочиями. Поясняя требования к процедуре проверки, согласно утвержденной директиве, FinCEN указывает, что проверяться должна только подлинность, а не статус бенефициаров. В свою очередь приемлемость документации для проведения проверки оценивает само финансовое учреждение. Хотя проверку можно проводить, не следуя процедурам, предусмотренным Программой идентификации клиентов, все составляющие Программы идентификации клиентов должны быть учтены.
FinCEN сравнивает процедуру идентификации бенефициарного права собственности с «моментальным снимком», сделанным в момент открытия счета. Следовательно, необходимость обновления информации относительно бенефициарного права собственности появляется только? когда стандартный контроль за профилем или деятельностью клиента, являющегося юридическим лицом, показывает рост рисков.
Министерство финансов также предлагает принять директивы, ориентированные на базирующиеся в США, но принадлежащие иностранным владельцам акционерные общества с ограниченной ответственностью с единственным участником. Эти акционерные общества обычно имеют оффшорные активы и банковские счета. Директивы требуют, чтобы эти компании получили идентификационный номер налогоплательщика, и лишают компании освобождения от требований предоставления отчетности в США.
Министерство финансов порекомендовало Конгрессу принять закон, по которому компания должна будет открыть имена своих собственников в момент формирования. Если данная директива и данный закон вступят в силу, они будут совместно направлены на получение информации в тот момент, когда компания начинает свой бизнес и когда она открывает банковский или брокерский счет. Это позволит правоохранительным органам США получить доступ к центральному реестру данных по бенефициарному праву собственности. Этот реестр, безусловно, будет очень полезен финансовым организациям, которым необходимо проверить подлинность бенефициаров своих корпоративных клиентов. При этом должностные лица Министерства финансов не указали, будет ли данная информация, в соответствии с проектным законодательством, доступна неправительственным организациям. В дополнение к этому Министерство финансов рекомендует внести поправки в Закон о соответствии иностранных счетов требованиям налогового законодательства, по которому финансовые организации США должны предоставлять иностранным юрисдикциям те же данные, что и иностранные финансовые организации предоставляют Федеральной налоговой службе.
Действуя независимо, но очевидно ориентируясь на решения Министерства финансов по сути и по времени, Министерство юстиции предлагает проект законодательства по борьбе с коррупционными доходами транснациональных компаний. Эта инициатива направлена на то, чтобы позволить работникам прокуратуры заводить дела непосредственно против коррумпированных иностранных режимов, санкционировать повестки о вызове в суд по административной ответственности, обеспечить более полный доступ к зарубежным архивам, привести к единству определенные процессуальные стандарты по уголовным и гражданским делами, и расширить ответственность за коррупцию.
Очевидно, что раз два органа, обладающих весомой властью, объединяют свои усилия в установлении более жестких мер контроля за рисками в области отмывания денег и иностранной коррупции, банкам придется выделить более значительные ресурсы на выполнение требований ПОД. Подчеркивая особую ценность взаимодействия между государством и финансовыми организациями, FinCEN недавно номинировала в рамках Второй ежегодной премии для правоохранительных органов Федеральную налоговую службу, ФБР, таможню, органы национальной безопасности и полиции штата Нью-Йорк в шести категориях за эффективное использование отчетов финансовых организаций в ходе судебного процесса.
Директива по бенефициарному праву собственности вступает в силу через два года, а любое новое законодательство должно пройти слушание в Конгрессе. Тем не менее, банковские специалисты по внутреннему контролю должны начать процесс корректировки своих процедур по Программе идентификации клиентов в целях выполнения требований, предусмотренных новой директивой, уделяя особое внимание процессам открытия счетов.
В отношении процесса открытия счетов банковские специалисты по внутреннему контролю должны:
Определить, в какой степени Программа идентификации клиентов уже регистрирует данные по бенефициарному праву собственности.
Разработать процедуру проверки подлинности собственности для своих клиентов, являющихся юридическими лицами, в соответствии с новым регламентирующим определением. Определить, в какой степени существующие процедуры Программы идентификации клиентов могут быть использованы в новой процедуре.
В отношении ведения счетов банковские специалисты по внутреннему контролю должны:
Установить критерии и маркеры, которые будут сигнализировать о необходимости новой проверки бениефициарного права собственности и обновления информации о клиентах, являющихся юридическими лицами.
Определить, какие клиенты, являющиеся юридическими лицами, соответствуют определению в новой директиве, чтобы организация могла приступить к действиям, если произойдет инициирующее событие.
Рассмотреть необходимость в стандартизированном периодическом обновлении данных по бенефициарному праву собственности, несмотря на то, что этого не требуют законы.