top of page

Ассоциация дала комментарий Ведомостям

В газете Ведомости вышла статья о компаниях, являющихся членами Ассоциации Национальный платежный совет. Исполнительный директор Ассоциации Мария Михайлова дала комментарий изданию относительно статистики российского платежного рынка.

фото: Е. Разумный / Ведомости

фото: Е. Разумный / Ведомости

По оборотам Visa по-прежнему лидирует, говорят банкиры

03.07.1623:51Ведомости

На MasterCard приходится 49,4% всех выпущенных в России карт, на Visa ­– 44,7%, говорится в годовом отчете Национальной системы платежных карт (НСПК) за 2015 г. Всего в стране на 1 января 2016 г., по данным ЦБ, выпущено 243,9 млн карт.

В мире по количеству карт, по данным Nilson Report, первое место занимает китайская Union Pay – 53,07% (52,09% в 2014 г.), доля Visa – 28,95% (30,23%), MasterCard – 15,35% (14,96%).

Данные НСПК ценны тем, что сами международные платежные системы не раскрывают количество выпущенных карт на локальных рынках. Прежде о количестве карт MasterCard и Visa сообщал ЦБ. На начало 2012 г., по его данным, на долю Visa приходилось 40% выпущенных карт из всего 199 млн, MasterCard – 36%; по обороту в торговых точках карты Visa занимали 57%, у MasterCard – 37%.

В Visa от комментариев отказались. «Нам приятно узнать, что НСПК в своем отчете указывает MasterCard лидером по количеству карт на российском рынке, – прокомментировали в MasterCard. – Однако раскрывать сведения о работе компании в каждой отдельной стране мы не имеем возможности, так как публикуем только глобальную отчетность».

Младшие карты

Существенно меньшую долю российского рынка (0,9%) занимают American Express, Union Pay, JCB, доля локальных платежных систем – «Золотой короны», «Юнион кард», «Про100», «Мир» ­– не превышает 5%, сообщает НСПК.

Официальная статистика в России по долям рынка платежных систем сейчас не ведется, нет какого-то единого показателя, как ее оценивать, подтверждает исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова. Скорее всего, о доле рынка той или иной платежной системы лучше судить по оборотам или количеству транзакций, что отражает частоту использования карты клиентом, продолжает она: «По ощущениям сейчас какого-либо драматического перераспределения долей между двумя основными игроками не происходит». В целом для рынка позитивно, что нет монополии и присутствуют два крупных игрока ­– это дает возможность банкам заключать договоры на более выгодных условиях, резюмирует Михайлова.

Visa и MasterCard по эмиссии делят рынок примерно пополам, то одна то другая система опережает, рассказывает сотрудник крупного банка. Однако у Visa качество портфеля выше и сейчас, несмотря на то что она уступает по эмиссии, по оборотам у нее доля больше 50%, указывает он. Человек, близкий к ЦБ, рассказывал, что в совокупном трафике Visa и MasterCard на конец 2015 г. на долю Visa приходится 52% оборотов по картам, но во второй половине 2015 г. доля MasterCard в оборотах стала расти.

Собеседник «Ведомостей» в банке из первой двадцатки рассказывал, что в прошлом году некоторые клиенты при выборе платежной системы для зарплатных проектов стали указывать MasterCard, тогда как раньше это было непринципиально. Он объясняет это тем, что MasterCard была более лояльна при переходе на НСПК: она раньше подписала соглашение и раньше передала трафик на обработку в НСПК. По его мнению, это положительно сказалось на имидже MasterCard. В последние год-полтора MasterCard стала вести себя более активно с точки зрения маркетинга, а в этом году на рост доли MasterCard может повлиять то, что она подписала соглашение о выпуске кобейджинговых карт с российской системой «Мир», говорит предправления НП «НПС» Алма Обаева (профильная ассоциация платежного рынка).

В конце прошлого года «ВТБ 24» подписал с MasterCard соглашение о массовом выпуске карт, писала газета «Коммерсантъ», тогда как раньше банк в основном выдавал клиентам карты Visa – по экспертным оценкам, доля Visa в портфеле банка на тот момент была 70%.

«Исторически в стране количество эмитированных карт у Visa было больше, по своему портфелю мы не видим, что доли платежных систем меняются», ­– говорит руководитель департамента банковских карт банка из топ-30. По его словам, сами клиенты очень редко просят заказать карту конкретной платежной системы, да и для банков разница в тарифах платежных систем минимальна, но платежные системы могут заключать с банками соглашения по работе на особых условиях.

.

.

bottom of page