Финансовые технологии, безусловно, необходимо в определенной степени регулировать. При этом система регулирования должна обязательно учитывать тот факт, что финтех-провайдеры структурно отличаются от банков. К примеру, специализирующиеся на кредитах стартапы. Они не являются банками, а лишь замещают собой тот или иной аспект банковских услуг. Но при этом их капитал формируется за счет частных инвестиций, а не за счет клиентских депозитов. Это ключевое отличие часто оставляют без внимания, когда обсуждают необходимость регулировать деятельность финансово-технологических компаний так же как деятельность банков.
Законы о защите прав потребителей
Тем не менее, такие компании все же предоставляют финансовые услуги. И логично предположить, что они должны соответствовать определенным стандартам в вопросах раскрытия условий кредитования наравне с крупными банками. Законы о защите прав потребителей, направленные против грабительских методов кредитования, стали бы хорошим подспорьем для клиентов, которые обращаются к альтернативным кредиторам, так как не имеют возможности в банке, поскольку такие клиенты должны иметь равные с другими права.
Правила сделок с ценными бумагами
Если смотреть с точки зрения защиты инвесторов, то в Канаде весьма действенное регулирование. Законодательство Канады в этом отношении строже, чем в США. Например, в Канаде запрещено непосредственное p2p-кредитование, поскольку инвесторы должны быть аккредитованы, а это означает высокие требования к размеру капитала и наличие обеспечения на случай потерь.
По этой причине в Канаде за альтернативными игроками на рынке кредитования стоят опытные, состоятельные инвесторы. Потенциальное банкротство такого альтернативного игрока не является системным риском, в отличие от того, какой риск представляет собой банкротство банка для государственной финансовой системы.
Важный эксперимент
Нужно отметить, что Канадское правительство уже осознало необходимость исследований и экспериментов в области финтеха в самом широком смысле. В частности, совместно со своими партнерами, в том числе с банками «большой пятерк»и и компанией Payments Canada, Банк Канады планирует построить экспериментальную платежную систему ("rudimentary wholesale payment system"), чтобы в лабораторных условиях исследовать влияние инноваций в области кредитования и других финтех-разработок как на уровне небольших стартапов, так и на уровне крупных игроков рынка.
Бюро по конкуренции Канады запустило ряд исследований, результаты которых будут опубликованы в 2017 году. Исследования призваны ответить на ряд вопросов: влияние финтех-стартапов на потребителей, препятствия, с которыми сталкиваются стартапы, требуется ли реформа нормативно-правовой базы для стабильного развития индустрии, и если да, то в чем должна заключаться эта реформа.
Такие организации, как FINTRAC, актуализируют регуляторные требования, предвосхищая эру ответственных инноваций, связанных с такими новыми технологиями, как улучшенная верификация на базе цифровой подписи, а также трансформацией законодательства ПОД/ФТ под влиянием увеличивающегося числа решений в сфере цифровых и мобильных платежей.
Хотя многие комментаторы отмечают, что для изменения индустрии финансовых услуг в Канаде необходимо внедрение инноваций, до сих пор ведутся горячие споры о том, что должно представлять собой регулирование с точки зрения поддержания баланса на рынке. Разрешение этого вопроса - один из важнейших факторов дальнейшего развития финтех-индустрии.