top of page

Пятый ПЛАС-Форум «Online & Offline Retail 2018»: первые итоги

14–15 марта в Москве медиахолдинг ПЛАС-Альянс провел Пятый Международный ПЛАС-Форум «Online & Offline Retail 2018», посвященный анализу современного состояния и перспективам развития розничной индустрии в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. НПА выступила ассоциированным партнером мероприятия.

Форум собрал ведущих российских и международных экспертов в области онлайн- и офлайн-ритейла, владельцев, топ-менеджеров и специалистов торговых сетей, food, non-food, DIY, fashion, HoReCa, интернет-магазинов и банков из РФ и стран ближнего зарубежья, компаний-вендоров оборудования и программных решений, представителей регуляторов рынка. За два дня работы «Online & Offline Retail 2018» посетили 1095 делегатов. В рамках 9 сессий и 2 «круглых столов» выступили 83 спикера. Мероприятие поддержали 75 компаний-участниц.

Ключевые моменты «Online & Offline Retail 2018»

1. Ситуация на рынке остается непростой. Но уже появляются первые надежды на возрождение потребительского спроса. Чтобы поддержать этот тренд, отрасли нужна господдержка, по крайней мере, в формате стабильных правил игры для ритейл-отрасли, обеспечивающей 20% ВВП РФ. Такое мнение озвучил Алексей Григорьев, вице-президент по внешней корпоративной политике МЕТРО АГ.

2. Оптимальное решение всех накопившихся в отрасли проблем – возрождение системы саморегулирования. Дальнейшие монопольные инициативы государства могут привести к долгосрочным негативным последствия на рынке, – заявил Юрий Борисов, директор по развитию АКОРТ.

3. Планирующееся введение системы «Меркурий» не только не улучшит прослеживаемость движения продуктов животного происхождения от фермы до полок магазинов, но и навредит всем участникам процесса, считает Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока. По его мнению, система трудна для интеграции с предприятиями, а также обойдется им слишком дорого. Плюс ко всему малейший сбой системы приведет к коллапсу на рынке — продажи встанут. Потому не исключено, что ввод «Меркурия» снова отложат, и он не заработает с 1 июля 2018 года.

4. Конкуренция в ритейле становится жестче. Как при этом остаться в строю? Делегаты получили ценный урок от ключевого спикера «Online & Offline Retail 2018», легенды мира ритейла и автора бестселлеров Гарри Фридмана. Он убежден: каждому магазину нужно работать по стандартам, выполнение которых надлежит тщательно отслеживать и оперативно вносить коррективы в стратегию компании.

5. Большое внимание участники ПЛАС-Форума уделили теме лояльности покупателей – одного из мощнейших инструментов, который используют ритейлеры для увеличения продаж. Со слов Дмитрия Гладкова, начальника управления по взаимоотношениям с клиентами компании «Связной», классическая лояльность себя изжила – большое количество предложений на рынке так и не перешло в качество, и их ценность на текущем этапе вызывает большие сомнения.

6. Ритейл увлечен технологиями, но это не значит, что они гарантированно способствуют росту бизнеса. Дмитрий Бергельсон, управляющий партнер Holmes&Moriarty, экс-директор по развитию бизнеса торговой сети «Пятерочка» (X5 Retail Group), объяснил, что заниматься отбором таких технологий должны только первые лица компаний, а внедрять – специальные команды. Лишь в этом случае можно рассчитывать на успех.

7. Технологии стремительно меняют рынок. Вместе с тем перспективы новомодных решений, вроде «магазина без очередей и касс» от Amazon, туманны. Люди испытывают потребность в живом общении, поэтому полностью роботизированные ТСП вызывают восторг далеко не у всех, призналась специальный гость Форума Амелия Калман, футуролог, консультант, лектор Кембриджского университета.

8. Внедрение онлайн-касс, которое в целом можно считать успешным, обеспечило ритейлерам огромные массивы данных о потребительском поведении. Однако вместе с возможностями перед отраслью встала проблема безопасности использования такой информации. Ответственность высока: 85% покупателей перестанут иметь дело с компанией, которая допустит ее утечку.

Эту проблему спикеры затронули на сессии «Безопасность в ритейле: технологии защиты от потерь». Руководитель службы по информационной безопасности компании PwC Константин Кортнев отметил, что 7 из 10 основных позиций по развитию ритейла находятся в зоне киберриска. Это сайты для мобильных устройств, защищенные платформы, анализ «больших данных», лояльность покупателей, формирование истории бренда, стратегия Amazon, здоровье и благополучие.

9. Выдача наличных на кассах начнется в магазинах региональных ритейлеров. К такому мнению пришли участники круглого стола «Выдача наличных и другие финансовые услуги в ритейле. Как заработать на сокращении банковской сети?».

Как отметила Мария Шалина, директор управления телекоммуникационных услуг и дополнительных сервисов «Евросети», партнерство ритейла и банков становится особенно актуальным в кризисное время, когда вторые активно оптимизируют, в том числе, сети своих отделений. В качестве примера она привела многолетний опыт сотрудничества «Евросети» с целым рядом ведущих российских банков.

По мнению независимого эксперта Елены Виноградовой, которая подвела итоги дискуссии, наибольший интерес этот сервис может иметь именно в российских регионах. При этом размеры комиссии за выдачу наличных в банкомате и вручную на кассе должны отличаться, чтобы этот сервис был действительно выгоден ритейлерам.

10. Тема размена наличных денег также нашла свое место в дискуссиях спикеров ПЛАС-Форума. Дарья Капустина, эксперт казначейства АШАН, рассказала об опыте использования торговой сетью ресайклеров и автоматизированных депозитарных машин (АДМ) для работы с наличными. В течение дня ресайклер позволяет производить расчеты с покупателям, довносить деньги в кассу размена, закрывать смену, оперативно получать результат перерасчет денежной наличности, а также производить инкассацию в удобное время, быстро производить замену кассет, что сокращает время на инкассацию. По словам Д. Капустной, внедрение ресайклеров и АДМ снизило расходы сети в 1,5 раза. Это стало возможным за счет экономии на пересчете и разменном фонде.

11. Наращивает обороты онлайн-ритейл, и здесь главную партию играют маркетплейсы. Эксперты уверены: через несколько лет агрегаторам будет принадлежать 40% рынка.

12. На специальном «круглом столе» Почта России анонсировала запуск сервисов, которые произведут локальную революцию в 2018 году. Денис Шестаков, руководитель департамента продуктов посылочного бизнеса «Почты России», сказал, что в мае появится продукт «курьерский сбор» – сбор курьером всех отправлений и доставка до производственного объекта, который компания считает еще одним драйвером роста. Летом станет доступным и сервис «Курьер онлайн плюс» – доставка отправлений в режиме экспресс с повышенной ответственностью и внедрение возможности оплаты стоимости товарного вложения банковской картой.

13. eBay и Почта России рассказали об интеграции своих сервисов для экспортеров. Илья Кретов, генеральный директор eBay в России и на всех развивающихся рынках Европы, заявил, что это будет простой, удобный и понятный продукт, с помощью которого российские экспортеры смогут отправлять зарубежным покупателям товары, приобретенные на eBay. Продавец выбирает желаемый вариант онлайн-оплаты, приходит в почтовое отделение и сдает заказ менее чем за 30 секунд.

Полный репортаж о решениях, продуктах и технологиях, представленных на выставке ПЛАС-Форума 2018, можно будет найти на сайте информационного портала Retail-Loyalty.org в ближайшее время. Видео и фотографии скоро станут доступны на официальном сайте www.plus-forum.com в разделах «Фото» и «Видео».

bottom of page