top of page

«Глобальный контекст». Новости регулирования и инфраструктуры финансовых рынков

Рабочая группа по созданию международного финансового центра в Российской Федерации и Аналитический центр «Форум» представляют очередной выпуск обзора «Глобальный контекст. Новости регулирования и инфраструктуры финансовых рынков». В обзоре представлены новости ключевых международных и национальных регуляторов, международных финансовых институтов, инфраструктурных организаций.


Совет по финансовой стабильности опубликовал два доклада по проблеме сокращения корреспондентских отношений банков. Первый документ содержит обновленные данные и тренды по состоянию на конец 2017 года, второй посвящен прогрессу в работе СФС над этой проблемой и будет представлен саммиту G20, который состоится в Буэнос-Айресе 30 ноября – 1 декабря 2018 г.

Совет по финансовой стабильности обновил список глобальных системно значимых банков, исключив из него два банка (Nordea and Royal Bank of Scotland) и добавив один (Groupe BPCE), в результате чего список сократился с 30 до 29 банков. Кроме того, СФС опубликовал очередной доклад-мониторинг по вопросам реструктуризации глобальных системно значимых финансовых институтов («2018 Resolution Report»).

Одновременно СФС объявил консультации по вопросу привлечения финансовых ресурсов для поддержки проведения реструктуризации центральных контрагентов. Комментарии по докладу «Financial resources to support CCP resolution and the treatment of CCP equity in resolution» принимаются до 1 февраля 2018 года.

Центральные банки Англии, Канады и Сингапура опубликовали совместный доклад по вопросам использования финансовых инноваций в международных платежах. В докладе «Cross-border interbank payments and settlements: Emerging opportunities for digital transformation» регуляторы оценивают альтернативные модели, которые со временем могут привести к улучшениям для потребителей с точки зрения скорости, стоимости и прозрачности международных платежей. Если две первые модели построены на использовании традиционных технологий, то третья строится на основе использования оптовой цифровой валюты центральных банков (Wholesale Central Bank Digital Currency) и различных направлений ее использования на базе технологии распределенного реестра.

Совет по финансовой стабильности опубликовал доклад о ходе реформирования основных индикаторов процентных ставок «Reforming major interest rate benchmarks: Progress report», в котором рассматриваются три аспекта: IBORs (альтернативы LIBOR), альтернативные справочные ставки и усиление репрезентативности индикаторов.

Опубликованный Еврокомиссией и одобренный кабинетом министров Великобритании проект предполагает, что после Brexit Великобритания сохранит доступ на европейские финансовые рынки на базовом уровне, известном как «принцип эквивалентности». Но, как отмечают эксперты, этот принцип действует не на всех сегментах: в частности, он не распространяется на банковское кредитование.

По оценкам юридической фирмы Hogan Lovells, правила эквивалентности охватывают только около четверти трансграничного бизнеса ЕС в сфере финансовых услуг. В то же время, глава TheCityUK (некоммерческая организация по защите и продвижению интересов британского финансового сектора) Майлз Селик в целом поддержал соглашение, отметив, что сам факт включения вопроса финансовых услуг в текст политической декларации уже является признанием важности этого сектора.

Международная ассоциация страховых надзорных органов (IAIS) опубликовала в порядке консультаций доклад «Holistic Framework for Systemic Risk in the Insurance Sector», в котором содержится анализ источников системного риска в страховом секторе и механизмов его передачи, а также предложения относительно мер надзорной политики.

Консультационный период продлится до 25 января 2019 года.

Совет Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) опубликовал в порядке консультаций доклад, в котором предлагается методология оценки левериджа, используемого инвестфондами, с точки зрения рисков для финансовой стабильности. IOSCO формулирует селективный подход, при котором на первом этапе регуляторы отсеивают фонды, не создающие рисков для финансовой стабильности. Доклад содержит методы такой фильтрации. Второй этап предполагает проведение риск-анализа оставшейся выборки.

Комментарии принимаются до 1 февраля 2019 года.

Глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард приняла участие в финтех-конференции в Сингапуре, где выступила с визионерской речью относительно будущего цифровых и наличных валют и необходимых изменений политики центральных банков.

По словам Лагард, мир быстро меняется и деньги должны меняться вместе с ним. Глава МВФ уверена, что именно центробанки могут обеспечить современную цифровую экономику безопасными и удобными цифровыми деньгами.

Происходящие в современном мире перемены меняют и роль денег, спрос на наличные быстро снижается, и возможно, что уже через каких-то 20–30 лет расплатиться ими будет практически невозможно, предупреждает глава МВФ.

«Мы плывем по миру информации, где данные стали «новым золотом». И это значит, что и сами деньги должны меняться. Мы ждем, что они будут более удобными, возможно даже, станут выглядеть не так серьезно. Мы ждем, что они будут интегрированы с социальными сетями, легко доступны онлайн и пригодны для расчетов между отдельными людьми, в том числе микроплатежей. И, конечно же, мы ждем, что все это будет дешево, безопасно и защищено от преступников и любопытных глаз», – сказала Лагард.

По ее словам, центробанки должны быть готовы заполнить брешь, возникающую в результате ухода с рынка наличных денег, так как только государство может обеспечить цифровую экономику не просто удобными, но и гарантирующими безопасность потребителей и общества в целом деньгами. В частности, по словам Лагард, эмитируемая центробанками цифровая валюта в цифровом мире могла бы стать «недорогой и эффективной» альтернативой платежам, проводимым крупными частными компаниями, и не допустить возникновения монополий.

При этом такая цифровая валюта, отмечает Лагард, могла бы обеспечивать и необходимую многим законопослушным людям конфиденциальность. Ведь именно ради защиты своей личной жизни многие сейчас используют наличные деньги там, где могли бы заплатить, например, банковской картой.

«Представьте себе, что люди, покупающие пиво и замороженную пиццу, чаще допускают просрочку по ипотечным кредитам, чем покупатели брокколи и минеральной воды. Что делать тому, кто жаждет пива и пиццы, но не хочет, чтобы его кредитный рейтинг снизился? Сегодня он достает наличку. А завтра? Будет ли частная платежная система подталкивать вас к прилавкам с брокколи?» – сказала Лагард.

Центробанки, по словам главы МВФ, могли бы выпускать цифровые валюты, использование которых позволяло бы законопослушным пользователям сохранять свою анонимность, так как информация о плательщике не передавалась бы (за исключением оговоренных в законе случаев) никому, в том числе и властям.

«Когда я покупаю пиццу и пиво, супермаркет, банк и маркетологи не знают, кто я. И государство тоже, по крайней мере по умолчанию. Контроль за отмыванием денег и финансированием терроризма может проходить в фоновом режиме. Если возникнут подозрения, завесу анонимности можно снять и провести расследование. Такой подход был бы хорош для пользователей, плох для преступников и лучше подходил бы государству по сравнению с наличными», – отметила Лагард.

Глава МВФ подчеркнула, что лучшим вариантом стало бы сотрудничество (в той или иной форме) центробанков с частными компаниями, с тем чтобы именно центробанки обеспечивали проведение транзакций, а частники – работу с клиентами. Лагард также отметила, что не считает свой подход универсальным, но уверена в том, что перемены нужны: «Технология меняется, и мы должны меняться тоже. Чтобы не остаться последним листом на мертвой ветке».

Совет по финансовой стабильности опубликовал окончательную версию глоссария «Киберлексикон» (Cyber Lexicon) из 50 ключевых терминов, относящихся к кибербезопасности и киберустойчивости в финансовом секторе. СФС предполагает, что глоссарий будет способствовать межотраслевой унификации понимания терминов в области кибербезопасности и киберустойчивости, а также развитию обмена информацией. Документ разрабатывался по запросу G20, его выход приурочен к саммиту Группы, который состоится в Буэнос-Айресе 30 ноября – 1 декабря 2018 г.

13.11.2018. Сингапурская биржа с 10 декабря перейдет от системы расчетов T+3 к системе T+2. Как отмечается в пресс-релизе биржи, это позволит гармонизировать цикл расчетов с глобальными рынками акций, включая Австралию и Евросоюз, и укрепит позиции Сингапура как международного финансового центра.

Среди других изменений – переход к одновременному расчету по ценным бумагам и деньгам и оптимизация системы уведомлений от центрального депозитария (Central Depository Pte Ltd).

Монетарная служба Сингапура (MAS) опубликовала руководство по ответственному и этичному использованию искусственного интеллекта и данных финансовой аналитики (AIDA). Документ содержит набор принципов, направленных на обеспечение справедливости, этичности, отчетности и транспарентности (FEAT Principles) при использовании AIDA. В частности, документ требует регулярной проверки решений, принимаемых на основе AIDA, причем решения об использовании AIDA должны одобряться соответствующим внутренним органом компании.

Верховный суд Канады подтвердил конституционность создания Системы регулирования рынков капитала на принципах сотрудничества (Cooperative Capital Markets Regulatory System), что предполагает создание единого федерального регулятора при сохранении части полномочий за соответствующими надзорными органами провинций. Власти трех провинций Канады не поддерживали идею передачи своих функций на федеральный уровень, однако принцип сотрудничества федеральных и провинциальных властей в вопросе регулирования рынков капитала, получивший название кооперативного, был поддержан Верховным судом.

Объединенный комитет Европейских надзорных служб (ESA) опубликовал в порядке консультаций проект «Руководства по сотрудничеству и обмену информацией в целях надзора за мероприятиями ПОД/ФТ в кредитных и финансовых институтах». Проект предусматривает создание надзорных коллегий по данным вопросам и предлагает правила их организации и функционирования.

Консультации продлятся до 8 февраля 2019 года.

Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA) Великобритании создало новую структуру, Cost Transparency Initiative (CTI) – рабочую группу, цель которой улучшить для институциональных инвесторов возможность оценки критической информации об издержках и общих затратах при инвестировании. Инициатива поддерживается отраслевыми ассоциациями – Pensions and Lifetime Savings Association (PLSA), Investment Association (IA) and Local Government Pension Scheme Advisory Board (LGPS SAB).


Совет управляющих ФРС, Федеральная корпорация страхования депозитов и Управление контролера денежного обращения США объявили публичные консультации по проекту снижения регулятивной нагрузки на малые бизнес-структуры путем расширения числа компаний, которые могут воспользоваться упрощенной отчетностью. Предложения касаются как застрахованных, так и не застрахованных депозитных институтов, если их общие активы не превышают $5 млрд и они не осуществляют сложные или международные операции.

Австралийская служба пруденциального регулирования (Australian Prudential Regulation Authority, APRA) опубликовала окончательную версию «Пруденциального стандарта информационной безопасности» (Prudential Standard CPS 234 Information Security). Новый стандарт призван повысить устойчивость регулируемых APRA институтов к инцидентам, связанным с информационной безопасностью, а также их способность быстро и эффективно реагировать в случае таких событий. Стандарт вводит четыре ключевых требования к регулируемым институтам.

Совет управляющих ФРС объявил о завершении работы над новой надзорной системой рейтингования крупных финансовых институтов, направленной на поддержание устойчивости крупных фирм и стабильности финансовой системы США. Новая система будет применяться при определении конфиденциального рейтинга института в отношении капитала, ликвидности, а также эффективности управления и контроля.

В новый рейтинг включены американские холдинги с консолидированными активами от $100 млрд, а также иностранные, действующие на территории США, если их консолидированные активы превышают $50 млрд. Существующая система рейтингования продолжит применяться к банковским холдингам с активами менее $100 млрд, а также распространится на нестраховые некоммерческие кредитно-сберегательные холдинги с активами менее $100 млрд.

Новые правила вступят в силу с 1 февраля 2019 года.

Ранее, в конце октября, Совет управляющих ФРС представил на публичное обсуждение предложения по дифференциации регулятивных требований к банкам в зависимости от их риск-профиля и ослаблению требований к крупным банкам с менее рискованным профилем.

Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (SFC) выпустила циркуляр и заявление, в которых определила и разъяснила принципы регулирования менеджеров портфелей виртуальных активов и дистрибьюторов фондов виртуальных активов. В соответствии с новым подходом, фирмы, управляющие или намеревающиеся управлять портфелями инвестиций в виртуальные активы, должны получать лицензию SFC и выполнять лицензионные условия независимо от того, подпадают или нет виртуальные активы под определение «ценные бумаги» или «фьючерсные контракты». В своем заявлении SFC также представила концепцию регулирования криптовалютных бирж.

Партнерство Global Digital Finance (GDF), основанное ведущими компаниями сферы криптоактивов, объявило о принятии трех разделов Кодекса поведения (GDF Code of Conduct) и опубликовала для обсуждения два новых раздела: «Дополнительные принципы для фондов криптоактивов и менеджеров фондов», включающий 7 принципов, и «Дополнительный кодекс – Принципы сравнения токенов и рейтингования сайтов» (5 принципов).

bottom of page