top of page

Бразилия: FIFA, как повод рассмотреть бразильский рынок безналичных платежей

Платежный Дайджест - Mobile Payments Today - Бразилия с достоинством использует свой шанс, показывая себя во всей красе во время Чемпионата мира по футболу 2014. Страна показывает все свои стороны, и сторону платежной индустрии в том числе.

Осенью 2013 года Президент Бразилии Дилма Руссефф подписала закон, который упорядочил деятельность игроков рынка мобильных платежей.

Основной акцент новый закон ставит на совместимость операторов мобильной связи, эмитентов банковских карт, банков-эквайеров и платежных систем.

Результат, который бразильское правительство хочет получить, должен заключаться в том, что население страны станет массово осуществлять базналичные платежи, особенно те65 млн граждан, которые еще не пользуются банковскими услугами.

После недавнего пилотного запуска в Бразилии технология бесконтактных мобильных платежей NFC все еще находится в стадии зарождения, при этом игроки рынка делают все возможное, чтобы эта технология получила большое распространение в стране.

"Происходит тихая революция, - уверен вице-президент компании Visa по развитию продуктов в Бразилии Персивал Джатоба. - Мы не пока еще не видим коммерческий рост, но он обязательно произойдет. Вся необходимая для этого инфраструктура уже в наличии, и она позволит наблюдать быстрый и легкий коммерческий рост".

Компания Visa участвует в развитии двух пилотных проектов совместно с крупнейшей бразильской телекоммуникационной компанией Oi и банком Banco do Brasil. Покупатели, участники пилотного проекта, могут привязать свои карты Visa, выпущенные банком Banco do Brasil, с бескотактными SIM-картами своих смартфонов через мобильное приложение, разработанное компанией Oi. Бесконтактные платежи участники проекта могут осуществлять в 1,4 млн торговых точках, оснащенных терминалами с технологией NFC и расположенных по всей стране.

В 2003 году Бразилия начала переход на международный стандарт EMV с использованием технологии "Chip-and-PIN". При этом эквайеры и банки указывают на терминалах оплаты возможность использования бесконтактной технологии.

Гибридный подход к мобильным платежам

Для лучшего понимания потенциала быстрого распространения мобильных платежей в Бразилии давайте посмотрим на некоторые цифры, которые позволяют взглянуть на ситуацию на рынке безналичных мобильных платежей в определенной перспективе:

В Бразилии насчитывается 273 млн активных мобильных аккаунтов, согласно данным представителей индустрии. Почти 100 млн (37%) этих аккаунтов используются через смартфоны. Из этих 100 млн почти 15% (15 млн) - смартфоны, поддерживающие функцию NFC.

"Потребитель с достатком использует мобильные устройства и для платежей в том числе, - комментирует ситуацию Персивал Джатоба. - Зная это, банки запускают специальные программы для такого типа потребителей".

Однако, Бразилию не интересует то, как эти "потребители с достатком" производят мобильные платежи. Правительство хочет, чтобы те 65 млн взрослых граждан, у которых все еще нет банковских счетов, тоже стали участниками процесса. Именно поэтому правительство настойчиво преследует цель совместимости и межоперабельности между всеми игроками рынка.

Бразильские операторы связи, банки-эмитенты, банки-эквайеры, платежные системы работают сообща, чтобы создать для потребителя удобную систему мобильных платежей, которая привяжет мобильный аккаунт к предоплаченному счету.

Одной из таких систем мобильных платежей стала стартовавшая в прошлом году платформа Zuum, совместный проект бразильской телекоммуникационной компании Telefonica International и MasterCard.

Эксперты единогласны во мнении, что бразильское законодательное регулирование позитивно в отношении индустрии безналичных платежей, что может показаться большой редкостью, если сравнивать отношение правительств других стран к данному сегменту рынка.

Бразилия придерживается исторически сложившейся традиции защиты прав потребителя, а подход правительства страны к новым технологиям более соответствует европейской модели, нежели североамериканской, утверждают некоторые эксперты.

Еще один немаловажный момент, о котором следует помнить, говоря о принятом в Бразилии платежном законе, - это фундамент, который закладывает этот закон для создания юридического лица - "платежного института".

Закон дает всем платежным системам, включая и новые, нетрадиционные платежные системы, право на "недискриминационный доступ к необходимым услугам и инфраструктуре для обеспечения деятельности платежных систем".

По мнению экспертов, это должно создать благоприятную обстановку для развития конкуренции на бразильском рынке мобильных платежей.

Несмотря на позитивное развитие регулирования рынка безналичных платежей в Бразилии, бразильцам сейчас не до этого - они всецело поглощены Чемпионатом мира по футболу, который представляет собой зрелище яркое, любимое, но краткосрочное. Что же до мобильных платежей и индустрии безналичных платежей, то их развитие произведет на страну и регион более долгосрочный эффект.

bottom of page