top of page

Индия: Мобильные платежи пользуются наибольшим спросом у бедняков

Платежный Дайджест - New York Times - В узкой комнате, заполненной едким дымом, в одной из самых больших в мире трущоб работает Чинак Рамфеол. Он следит за оборудованием, которое измельчает пластмассовый мусор для переработки. За свою работу мужчина получает 4 доллара в час. Если с этих денег он что-то сэкономит, то сможет отправить несколько сотен рупий своей семье в деревню.

«Я иду в банк и заполняю формуляры. Это занимает около часа. Часы работы банков - это время, когда я тоже должен находиться на рабочем месте, и когда я иду в банк - я теряю один час заработка», - рассказывать мужчина, но сразу же воодушевленно переходит к описанию нового сервиса, о котором он недавно узнал. Сервис, который позволяет ему отправлять деньги своей семье через телефон.

MoneyOnMobile – это Индийский стартап мобильных платежей, похожий на то, что когда-то можно было наблюдать в Кении лет 6 назад.

Однажды мобильный сервис для отправки денег M-Pesaстал популярен среди кенийцев. Покупать продукты, оплачивать счет в ресторане, платить за медицинское обслуживание или школу через телефон очень удобно. M-Pesa стал вдохновением почти для 200 аналогичных сервисов в других странах.

Южная Азия – Бангладеш, Индия и Пакистан - это плодородная почва для подобных проектов. В этом регионе насчитывается самое большое количество компаний по оказанию услуг мобильных платежей (3,8 млн). Для сравнения: в Африке - 850 000, а в восточной Азии и тихоокеанском регионе - 1,8 млн.

Уже после четырех лет работы пакистанская сетьEasypaisa ежегодно зарабатывает $3,5 млрд. В Бангладеше платежная система bKashфункционирует только 2 года, но общая сумма транзакций уже достигает 4 млрд долларов в год. Индия идет в этом направлении медленнее.

Согласно последним подсчетам Национального центрального резервного банка Индии количество безналичных переводов увеличилось более чем вдвое с сентября 2012 года.

Недавно две самые успешные компании Airtel Money и Vodafone M-Pesa стали шире распространять свое присутствие по стране. Из- за большого числа жителей страны и дешевизны сделок в Индии предполагается, что безналичная экономика будет развиваться быстрыми темпами.

Майкл Джозеф, человек которому приписывают успех M-Pesa в Кении сказал однажды, что«Индия – самый интересный случай распространения мобильных платежей в мире. Когда Индия разовьется в этом направлении, это будет означать, что все, что мы сделали в Кении потухнет.»

По прогнозам аналитиков, к 2015 году мобильные переводы в Индии достигнут $350 млн в год. Такие прогнозы привлекают большинство банков и мобильных операторов, а также дюжины компаний, таких как Beam Money, CanvasM, Ezetap, PayMate, Y-Cash и Zaakpay.

Самая крупная на данный момент компания - это MoneyOnMobile. Менее чем за три года ресурс MoneyOnMobile привлек в четыре раза больше пользователей, чем M-Pesa.

Мобильные платежи могут улучшить уровень жизни 354 млн людей в Индии, находящихся за чертой бедности, большинство из которых имеют мобильные телефоны, но не имеют банковских счетов, кредитных или дебетовых карт.

Сотни миллионов мигрантов, как господин Рамфеол, уезжают в город в поисках работы. Каждый год эти мигранты отсылают обратно в деревни $12 млрд. Обычно большинство переводов проходят через курьерские службы. Однако, это довольно медленно, ненадежно и дорого. C помощью беспроводных сетей деньги могут двигаться мгновенно, в любое время, а отправка стоит очень дешево.

MoneyOnMobile готовится предложить услугу денежных переводов. Недавно компания получила разрешение от федеральных властей и ведет переговоры с банками.

Развитие мобильных платежей в Индии идет очень медленным темпом, несмотря на очевидные преимущества.

Одна из причин – это новейшие мобильные технологии, смартфоны. В Индии насчитывается 900 млн телефонов, но только 4% являются смартфонами, и только половина из них имеет доступ в Интернет.

Как следствие, MoneyOnMobile развивается осторожно, пытаясь достичь желаемых результатов телефонами вчерашнего дня.

Как и повсюду в мире, почти все индийские абоненты кладут деньги на телефон заранее. Во всем мире пополнение баланса составляют три пятых мобильных денежных операций, и MoneyOnMobile изначально ориентировались именно на это.

"Наша стратегия заключается в том, чтобы начать с небольших сумм и заработать доверие потребителей. Сначала пополнение счета телефона, затем оплата счетов, далее денежные переводы", - комментирует президент компании Раджеш Мишра.

Средняя сумма транзакции компании составляет менее $1,50, при этом MoneyOnMobile обрабатывает более 400 тысяч сделок в день. В результате годовой доход компании равен $200 млн.

MoneyOnMobile не тратится на рекламные кампании, и несмотря на то, что главный офис расположен в районе Мумбаи, где проживают в основном звезды Болливуда, главное место действия - шумные улицы, где собираются мигранты, районы, где расположены небольшие семейные ресторанчики.

"Мы почти ничего не зарабатываем от каждой сделки, - говори Ражеш Мишра, - но миллионы таких мелких сделок каждый день делают нам хороший бизнес".

bottom of page