top of page

Факторы успешного развития P2P-платежей

Peer-to-peer платежи – один из огромнейших сегментов, охватывающий бессчетное число способов обмена ценностями между физическими лицами – от наличных и чеков до мобильных кошельков и биткойнов. Технологические новшества последнего времени и активный рост использования мобильных устройств выдвинули развитие P2P-платежей на передний край платежной тематики и мотивируют участников рынка - как начинающие стартапы, так и заслуженных крупных игроков – обратить свой взгляд на P2P-платежи как новый источник выручки и развития собственных брендов.

Наличные – главный конкурент

Для локальных провайдеров первым крупным препятствием, которое нужно преодолеть для широкого распространения новых инструментов P2P-платежей, является то обстоятельство, что на большинстве рынков в мировом масштабе наличные являются как наиболее используемыми, так и воспринимаемыми наиболее удобным и простым инструментом расчетов между физическими лицами. Наличные повсеместны, просты в передаче (при возможности непосредственного контакта между передающим и получающим), и практически каждый потенциальный получатель одновременно и располагает возможностью, и согласен их получать. В этой связи наличные выступают в качестве мерила для любых локальных инструментов P2P-платежей.

Большой потенциал в данном случае имеют сервисы, основанные на применении мобильных устройств, которые могут быть практически такими же удобными и простыми в использовании, как наличные. На развивающихся рынках потребители все больше полагаются на мобильные устройства для решения различных задач в повседневной жизни, так что для них вполне естественно ожидать, что с помощью мобильных можно также и передавать деньги. Чем глубже сервисы P2P-платежей будут интегрироваться в соцсети с использованием мобильных устройств, сращивая в смартфонах возможности коммуникации и платежей, тем больший потенциал они получат для развития.

Регуляторные барьеры

Регулирование в области P2P-платежей сильно разнится от региона к региону. И потому крайне сложно разработать универсальный глобальный продукт, который бы подходил для всех имеющихся сценариев использования с учетом различий между юрисдикциями в правилах защиты данных, предотвращения мошенничества, работы систем денежных переводов. Эта несовместимость формируется и большим количеством регулирующих инстанций, и разницей в технологическом развитии различных рынков, она же крайне затрудняет привлечение инвестиций в сферу P2P-платежей.

Центральным трансграничным регуляторным препятствием в данном случае является необходимость противодействовать отмыванию денег и уходу от уплаты налогов. Поскольку эта проблема остается главной регуляторной претензией к P2P-платежам, не стоит ожидать в ближайшее время ослабления регуляторного давления. Тренд скорее направлен в сторону его усиления.

Таким образом, создание единой продуктовой стратегии в условиях значительной разницы регуляторных режимов является большим вызовом для глобальных провайдеров, который будет не так-то просто преодолеть. Некоторую помощь тут может оказать партнерство с локальными игроками, но лучшим ответом будет создание такого сервиса, который бы обеспечивал максимально возможный уровень безопасности при сохранении удобства для конечных пользователей. Развитие таких технологий, как биометрия и блокчейн, даст весомый результат в удовлетворении требований к безопасности, но даже с ними соответствие множественным регуляторным режимам останется трудной и дорогостоящей задачей.

Масштабирование

Сервис, предоставляемый Western Union или MoneyGram, является индустриальным стандартом – сеть по передаче/получению наличных, способная дотянуться до любого потребителя, даже в самых отдаленных сельских регионах со слабо развитой инфраструктурой. Такой сервис возможен только при наличии огромнейшей сети агентов, что, в виду широкого спектра используемых последними технологий и необходимости соответствовать разнящимся регуляторным требованиям, означает огромные расходы. Создание сетей, которые могли бы конкурировать с данными компаниями, как следствие, крайне затратно. Однако это необходимо, если компания планирует стать гигантом на данном рынке.

Так каковы же главные факторы успешного продвижения P2P-платежей?

  • Простота использования. Главной причиной широкого распространения наличных для P2P-транзакций на небольшие суммы является очевидная простота их использования. И поскольку главным конкурентом инструментов для P2P-платежей являются именно наличные, удобство и простота использования становятся решающим фактором в конкурентной борьбе.

  • Ориентация на мобильность. Потребители все больше задействуют мобильные телефоны для управления собственными финансами, и потому ожидают от мобильных наличия и удобных инструментов для P2P-платежей. Не случайно, к примеру, в Дании единственный сегмент, где больше наличных популярны безналичные P2P-инструменты, это сегмент мобильных приложений.

  • Партнерство. Для стартапов, стремящихся завоевать сегмент P2P-платежей – не важно на локальном ли рынке, или на глобальном – главным барьером является масштабирование. Успешный P2P-сервис должен иметь широкую сеть, позволяющую связывать любых потенциальных отправителей и получателей. Так что партнерство — это ключ к успеху для новичков рынка.

bottom of page