top of page
NPA.png

Полное
наименование

О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Законопроект на сайте ГД

Движение законопроекта в ГД

Внесен
I чтение
II чтение
III чтение
СФ
Подписан
20.09.2022
14.03.2023 принят Ноябрь 2022
11.07.2023
11.07.2023
19.07.2023
24.07.2023

Суть
законопроекта

Банк России ведет список признаков операций, осуществленных бе согласия клиента.

Банки проверяют каждый перевод на наличие этих признаков и если находят совпадение – на 2 дня останавливают перевод. Если перевод через СБП -отказывает в переводе.


Банки информируют клиентов о проблеме, дают советы и возможность повторно оформить распоряжение на перевод.


Банк России ведет базу «дропперов» - базу данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, которая содержит сведения о получателе средств и (или) его электронном средстве платежа.


Если данные получателя есть в базе ЦБ, Банк отказывает клиенту в переводе, в том числе, если клиент просит его повторно сделать.


Если Банк получил от ЦБ информацию о «дроппере», но все равно сделал перевод в его адрес, то Банк обязан клиенту по его заявлению возместить всю сумму.

События
(от старых
к новым)

24.07.2023 Подписан


19.07.2023 СФ


11.07.2023 Принят в 3м чтении


11.07.2023 Принят во 2м чтении


14.03.2023 Принят в 1м чтении


03.11.2022 Заключение Правового управления ГД


Операторы электронной платформы в новой редакции исключаются из числа тех, кто обязан направлять в ЦБ информацию обо всех случаях/попытках переводов без согласия. 


Такое исключение требует обоснования. Если это ошибка - ее нужно исправить.

Законопроект направляется на заключение в ЦБ.


03.10.2022 Отзывы принимаются до 03.11.2022


23.09.2022 Правовое управление: заключение Правительства не требуется


21.09.2022 Назначен профильный – Комитет ГД по финрынку


20.09.2022 Внесение

Возможные действия

Позиция
рынка

Примечания
 

Представляется, что при всем потенциальном положительном влиянии законопроекта, он не окажет особенного воздействия на ситуацию с мошенниками.

Представляется, что проблем тут несколько:

  1. «Дропперы» - это многослойное сложно организованное и крайне динамичное явление. Насколько БД ЦБ может быть актуальной и учитывать все эти слои и динамику – вопрос открытый.

  2. Поскольку БД «дропперов» вызывает вопросы в своей релевантности ситуации, то очевидно, что Банки еще более усложнят договоры с клиентами, введут процедуры поголовной остановки переводов и вот этого всего – поскольку иначе требования не выполнить.

  3. Все «завязано» на ЦБ – на его критерии и БД. Поскольку есть подозрение, что на реальную ситуацию эти меры повлияют мало, то есть риск продолжения расхождения данных статистики между ЦБ и МВД. По данным первых – все будет налаживаться, по данным вторых – не меняться или ухудшаться. А для успешной борьбы с мошенниками хотелось бы найти механизмы сближения ЦБ и МВД.

Инициаторы
законопроекта

 

Депутат Государственной Думы А.Г.Аксаков

bottom of page