Полное
наименование
О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления правового регулирования деятельности по майнингу)
Законопроект на сайте ГД
Движение законопроекта в ГД
Внесен | I чтение | II чтение | III чтение | СФ | Подписан |
---|---|---|---|---|---|
17.11.2022 | 24.07.2024 | 30.07.2024 | 30.07.2024 | 02.08.2024 | 08.08.2024 |
Суть
законопроекта
Новый вариант:
Даны определения майнинга, майнинг-пула, оператора майнинговой инфраструктуры, организация обращения цифровой валюты, реестры, запреты и пр.
см. в примечаниях комментарий А.Горелкина
Предыдущий вариант:
Законопроектом предусматривается, что цифровая валюта, полученная в результате майнинга, подлежит реализации без использования российской информационной инфраструктуры.
При этом законопроектом предполагается установить правило о нераспространении на случаи такой реализации правил законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Кроме того, устанавливается запрет на рекламу или предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровой валюты.
Вот тут можно почитать вроде бы экспертный анализ
События
(от старых
к новым)
08.08.2024 Подписан
02.08.2024 СФ
30.07.2024 Принят во 2м и 3м чтениях
24.07.2024 Принят в 1м чтении
25.07.2024 Правительство РФ предложило исключить из законопроекта положения, связанные с запретом рекламы, «запрет на организацию обращения цифровой валюты
в Российской Федерации, а также запрет на отчуждение майнерами цифровой валюты, полученной в результате маининга, с использованием российской информационной инфраструктуры.»
В общем поправок в текст много, энтузиасты могут читать по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/237585-8
12.07.2024 Ответственный Комитет по финрынку поддерживает законопроект
Устанавливается запрет на обращение цифровой валюты, если она образовалась не в результате майнинга. Майнеров – в реестр запишут. А физики смогут майнить без реестра, если укладываются в норматив потребление электроэнергии.
23.05.2024 Правовое управление ГД дало заключение на новый текст законопроекта:
Нужно уточнить виды деятельности, на которые не распространяется запрет на организацию обращения цифровой валюты в Российской Федерации;
«Согласно проектируемой части 18 статьи 14 …контроль (надзор) за соблюдением требований в том числе проектируемой части 17 этой же статьи осуществляет уполномоченный орган, определенный Правительством Российской Федерации. Вместе с тем проектируемая часть 17 каких-либо требований не содержит, а только предусматривает право уполномоченного органа, определенного Правительством Российской Федерации, установить запрет и (или) ограничения на совершение сделок с цифровой валютой. Кроме того, используемая в данных, а также в иных проектируемых положениях статьи 14 формулировка «уполномоченный орган, определенный Правительством Российской Федерации» не дает однозначного понимания в вопросе о том, имеется ли в виду один и тот же орган либо различные.»
«Обращаем внимание, что наименование статьи 142 Федерального закона № 259-ФЗ не соответствует ее содержанию.»
§ и нек. др.
26.04.2024 Внесена новая редакция законопроекта
19.04.2024 Комитет по финрынку решил переработать законопроект и внести его снова
Проблема связана с тем, что законопроект по сути только даёт определение майнинга, а все остальное должно будет решать Правительство. Это неправильно, поскольку как минимум правовой статус майнеров, требования к ним и ответственность должны быть прописаны на уровне ФЗ.
13.02.2024 Продолжить работу над законопроектом
01.06.2023 Комитет по финрынку решил продолжить работу над законопроектом
20.04.2023 Продолжать работу над законопроектом решил Комитет ГД по финрынку
20.03.2023 Комитет ГД по финрынку принял решение продолжить работу над законопроектом.
25.11.2022 Заключение Правового управления ГД
1) новый термин «создание цифровой валюты» противоречит уже используемому понятию «выпуск цифровой валюты», а сама соответствующая статья регулирует оборот цифровой валюты, а не создание;
2) законопроект вводит обязанность о «предоставить информацию о получении цифровой валюты…» в налоговые органы в установленном порядке. Однако в НК РФ такой порядок не установлен.
3) Про отчуждение цифровой валюты формулировка неоднозначная и предлагается прописать, что отчуждение возможно только в рамках экспериментального правового режима.
17.11.2022 Внесен
Возможные действия
Позиция
рынка
Примечания
Комментарий А.Горелкина - одного из авторов законопроекта о новой версии законопроекта:
1. Законопроектом предусматривается создание реестра майнеров. Кто будет туда включен?
Осуществлять майнинг вправе только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в соответствующий реестр. При этом физические лица, не превышающие установленные Правительством Российской Федерации лимиты энергопотребления, вправе осуществлять майнинг цифровой валюты без включения в реестр.
2. Какие меры контроля за оборотом цифровой валюты предусматривает законопроект?
Мы убеждены, что необходимо исключить возможность использования цифровой валюты для легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, или иных уголовно наказуемых деяний. Поэтому законопроектом предусматривается обязанность майнеров предоставлять в уполномоченный орган информацию о получении цифровой валюты в результате майнинга, об адресах-идентификаторах, а также полномочия Росфинмониторинга по ведению соответствующего перечня.
3. Устанавливает ли законопроект ограничения на реализацию цифровой валюты исключительно с использованием российской информационной инфраструктуры?
Нет, законопроектом предусматривается возможность реализации цифровой валюты, полученной в результате майнинга, без использования российской информационной инфраструктуры.
4. Останется ли в законопроекте возможность запрета на осуществление майнинговой деятельности в отдельных субъектах Российской Федерации?
Да, возможность наделить Правительство РФ такими правами предусматривается, но с учетом рисков для развития майнинговой отрасли мы рассчитываем на определенную дискуссию, определяющую условия и рамки этого запрета.
Добавлю, что принятием законопроекта мы рассчитываем сформировать правоприменительную практику, которая будет способствовать обеспечению дальнейшего комплексного регулирования вопросов, связанных с выпуском и оборотом цифровых валют.
Лично для меня легализация оборота криптовалют – вопрос патриотический, потому что это помогает России и её союзникам обходить несправедливые санкции. Я считаю, что в этих условиях мы обязаны действовать прагматично и делать всё, что помогает нашей Родине и нашим гражданам.
Инициаторы
законопроекта
Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, А.В.Гордеев, В.А.Даванков, Я.Е.Нилов, А.Н.Свистунов, И.Н.Бабич, В.Б.Сенин, О.Д.Димов, В.С.Макаров, А.В.Горелкин, А.К.Луговой, А.О.Ткачев, В.В.Плякин, С.В.Авксентьева, С.В.Алтухов, Д.Н.Гасанов