top of page
NPA.png

№ 341257-8 ЭПР на финрынке

Полное
наименование

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке)

Законопроект на сайте ГД

Движение законопроекта в ГД

Внесен
I чтение
II чтение
III чтение
СФ
Подписан
20.04.2023
Июнь 2023

Суть
законопроекта

Новая редакция:


ЭПР сужается – и применяется только в целях реализации экспериментов по использованию цифровой валюты в расчетах при осуществлении внешнеторговой деятельности.


Изменения вносятся:


№ 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • В рамках ЭПР назначается уполномоченная организация, которая может проводить «сделки с цифровой валютой» при осуществлении внешнеторговой деятельности;

  • Программа ЭРП согласуется с Росфинмониторингом, ФСБ и Минфином.

«О валютном регулировании и валютном контроле» - в рамках ЭПР могут устанавливаться исключения и особые условия, в том числе


  • использование цифровой валюты в качестве средства платежа по договорам (товары, работы, услуги, интеллектуальная собственность) между резидентами и нерезидентами;

  • установления прав и обязанностей, как тех, кто использует цифровую валюту (резидентов и нерезидентов), так и тех, кто осуществляет контроль за этими расчетами.

Программа ЭПР утверждается нормативным актом ЦБ при согласовании с Минфином и Росфинмониторингом.


  • № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»

  • ЭПР не может вводиться, если это угрожает стабильности финансового рынка и экономической безопасности страны;

  • ЭПР на финрынке должен содержать оценку рисков по 115-ФЗ, а также разглашение сведений или доступ к ним составляющих тайны, нарушения требований к ИБ, нарушение прав и законных интересов сторон.

  • ЭПР приостанавливается или прекращается, если есть нарушения по 115-ФЗ, тайн, ИБ и законных интересов.

  • Если в ходе мониторинга за реализацией ЭПР выяснится, что реализуемая деятельность как-то обходит полномочия ЦБ, несет всякие риски, то об этом информируется ФСБ. Если выявляются риски по 115-ФЗ – информируется Росфинмониторинг.



Предыдущая редакция:


В рамках ЭПР могут исключать или изменять положения закона «О банках и банковской деятельности», за исключением бухучета, отчетности и деловой репутации.


Тоже самое – для страховых компаний и сельхоз кооперативов. А также в рамках законов:


  • «О валютном регулировании и валютном контроле» - изменения должны быть согласованы с ФСБ;

  • «О потребительском кредите (займе)»;

  • «О кредитных историях»;

  • 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (?! точно самая актуальная сфера для цифровых инноваций…) – по согласованию с Росфинмониторингом в части идентификации;

  • «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;

  • «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»;

  • «О национальной платежной системе» - запрещено изменять положения, регулирующих вопросы организации и функционирования платежной системы Банка России, организации и функционирования национальной системы платежных карт ( ); нужно согласовывать с Росфинмониторингом по идентификации, лимиты, использование и иные темы про ЭДС, привлечение БПА, взаимодействие с иностранными поставщиками платежных услуг;

  • «О страховании вкладов» - кроме (нельзя менять) размера возмещения, порядка финансирования АСВ и контроля за деятельностью АСВ; «О кредитной кооперации»; «О жилищных накопительных кооперативах»; «О ломбардах»; - «О взаимном страховании»; «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации…»; - «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»; «Об организованных торгах»; «О центральном депозитарии»; об ипотеке; об ипотечных ценных бумагах; инвестиционных фондах; ОСАГО – тут может быть установлено специальное регулирование, отличающееся от регулирования, предусмотренного законом об ОСАГО; «Об актуарной деятельности …»; «О деятельности кредитных рейтинговых агентств…»; «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ…»; «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»; «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте…» (если ЦФА и прочее планируется использовать как средство платежа, то необходимо утвердить это нормативным актом ЦБ);

  • № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - в части вопросов регулирования порядка проведения идентификации или упрощенной идентификации, а также порядка использования цифровой валюты, цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав. Согласование с РФМ, ФСБ.


Центральный банк:

  •  уполномоченный и регулирующий орган по теме ЭПР;

  • В рамках ЭПР могут исключать или изменять положения закона «О ЦБ РФ», регулирующих деятельность кредитных организаций, некредитных финансовых организаций и иных организаций, регулирование, контроль и надзор за которыми осуществляет Банк России;

  • ЦБ взаимодействует со всеми (претендентами, участниками ЭПР, бизнес-объединениями) через личные кабинеты


Вносятся дополнения в № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» - про финансовую стабильность, КИИ, всякие ограничения сумм и других параметров операций и пр.

События
(от старых
к новым)

22.04.2024 Внесена новая редакция законопроекта


19.04.2024 Комитетт по финрынку предложил изменить законопроект и перевнести его. 


Во внесенной редакции – проблема в том, что изменения могут вносится в любые законы любым образом, что может создать лоскутность регулирования и угрожать финансовой стабильности.


09.11.2023 Комитет по финрынку решил еще поработать над законопроектом


16.06.2023 Один из интересных тезисов заключения Правового управления ГД:


«Кроме того, учитывая, что используемое в проекте понятие «финансовый

рынок» имеет широкое толкование, а перечисленные в проекте федеральные

законы регулируют различные сферы деятельности, не представляется

возможным однозначно разграничить направление «финансовый рынок»

и другие направления, в связи с чем в проекте следует уточнить необходимость

указания конкретного акта, принимаемого в том или ином случае»

Могу предположить, что помимо прочего - очень слабым местом для ЭПР на финрынке является экспертиза «организации предпринимательского сообщества».


В Пояснительной записке указано: Ожидаемыми последствиями…, являются формирование новых видов экономической деятельности, развитие конкуренции, расширение состава, качества или доступности товаров, работ и услуг, увеличение прибыли от предпринимательской деятельности и снижение издержек предпринимательской деятельности, совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима, привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации, создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке.


Для достижения ТАК сформулированных целей – можно действовать более, чем просто. У кого-то да увеличится прибыль от предпринимательской деятельности ( а издержки снизятся!), особенно если ему разрешить все, что запрещено другим.

Возможные действия

Позиция
рынка

Примечания
 

Инициаторы
законопроекта

 

Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, А.Н.Свистунов, И.Н.Бабич, С.В.Алтухов, А.В.Горелкин

bottom of page