Полное
наименование
О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" (в части уточнения требований по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры)
Законопроект на сайте ГД
Движение законопроекта в ГД
Внесен | I чтение | II чтение | III чтение | СФ | Подписан |
---|---|---|---|---|---|
21.03.2024 | июль 2024 |
Суть
законопроекта
1. Расширяется перечень полномочий Правительства в отраслях экономики, а также указаны полномочия Банка России (действующего по согласованию с Правительством) в части финансового рынка.
Банк России для ЗОКИИ определяет:
требования к ПО и радиоэлектронной продукции (далее -РЭП, включает в том числе ПАКи и телекоммуникационное оборудование);
случаи и порядок согласования возможности использования иностранного ПО и РП;
порядок и сроки перехода на отечественные ПО и РЭП;
порядок осуществления мониторинга перехода.
2. Категорирование будет осуществляться с учетом отраслевых методических рекомендаций.
3. Банк России совместно со ФСТЭК формируют перечни типовых отраслевых объектов критической информационной инфраструктуры, включающие в себя наименования типов информационных систем, выполняемых функций и видов деятельности, для обеспечения которых они предназначены.
4. По результатам мониторинга выясняется, что не все закатегорировали, то ФСТЭК в 30-дневный срок направляет требование об изменении сведений. Субъект отвечает в 10-дневный срок: вносит дополнения или обосновывает ненужность изменений.
5. Расширяются обязанности Субъектов КИИ, они должны:
соблюдать требования законодательства (?!) к ПО и РЭП на ЗО КИИ в целях обеспечения безопасности;
обеспечить переход в соответствии с установленными сроками
6. Вступает в силу 1 марта 2025
События
(от старых
к новым)
03.04.2024 Комитет по финрынку предлагает для восстановления справедливость распространить на другие сектора экономики такое же требование, которое уже введено для финансового рынка, а именно: чтобы контроль за обеспечением безопасности КИИ осуществлялся ФСБ и ФСТЭК
26.03.2024 Отзывы до 01.05.2024
22.03.2024 Профильный – Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи
21.03.2024 Внесен
Возможные действия
Позиция
рынка
Примечания
Требуется еще время для анализа, но пока поверхностные соображения:
1. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 запрещал ОГВ и компаниям с госучастием от 50% с 1 марта 2025 года использовать иностранное ПО на ЗОКИИ. Законопроект – адресован всем субъектам КИИ и общему порядку импортозамещения в отраслях. При этом с 1 марта 2025 года можно только приступить к разработке этих порядков и установления сроков перехода, сделав их любыми. Теоретически законопроект прямо не отменяет и не противоречит Указу, все зависит от реализации.
2. О необходимости соблюдать законы решили напомнить в самом законе. При этом ответственность за несоблюдение не прописали. Если ЦБ захочет, то возможность определять ответственность у него есть.
3. САМОЕ ТРЕВОЖНОЕ, на мой взгляд – это не перенос в неопределенность импортозамещения (это как раз понятно), а создание ТИПОВЫХ ОБЪЕКТОВ.
И хотя эти ОБЪЕКТЫ создаются в целях категорирования КИИ – есть вероятность усугубления дискуссии с Минфином на тему является ли «банковское ПО» действительно таким же ПО, как и любое другое. Дискуссия возникла в связи с оригинальным прочтением норм НК РФ, в рамках которого продажа лицензий на «банковское ПО» не считается доходом от ИТ деятельности.
У Банка России уже есть Функционально-технологическая карта и есть Положение 719-П, в которых есть определенная классификация ПО и бизнес-процессов, в том числе по признаку «участия в обслуживании клиентов». Банк России логично исходит из того, что в обслуживании клиентов участвует крайне широкий спектр ПО (почти все), поскольку очевидно, что не будет у банка услуг.
4. Клиентам, не будет смысла иметь ПО для исполнения банком функций юрлица. Но вот как эту классификацию воспримет Минфин – сказать сложно.
Любая классификация ПО – путь тупиковый. Нужно классифицировать процессы, а не инструменты.
Инициаторы
законопроекта
Правительство Российской Федерации