top of page
NPA.png

№ 581689–8. Категорирование КИИ

Полное
наименование

О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" (в части уточнения требований по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры)

Законопроект на сайте ГД

Движение законопроекта в ГД

Внесен
I чтение
II чтение
III чтение
СФ
Подписан
21.03.2024
июль 2024

Суть
законопроекта

1. Расширяется перечень полномочий Правительства в отраслях экономики, а также указаны полномочия Банка России (действующего по согласованию с Правительством) в части финансового рынка.


Банк России для ЗОКИИ определяет:

  • требования к ПО и радиоэлектронной продукции (далее -РЭП, включает в том числе ПАКи и телекоммуникационное оборудование);

  • случаи и порядок согласования возможности использования иностранного ПО и РП;

  • порядок и сроки перехода на отечественные ПО и РЭП;

  • порядок осуществления мониторинга перехода.


2. Категорирование будет осуществляться с учетом отраслевых методических рекомендаций.


3. Банк России совместно со ФСТЭК формируют перечни типовых отраслевых объектов критической информационной инфраструктуры, включающие в себя наименования типов информационных систем, выполняемых функций и видов деятельности, для обеспечения которых они предназначены.


4. По результатам мониторинга выясняется, что не все закатегорировали, то ФСТЭК в 30-дневный срок направляет требование об изменении сведений. Субъект отвечает в 10-дневный срок: вносит дополнения или обосновывает ненужность изменений.


5. Расширяются обязанности Субъектов КИИ, они должны:

  • соблюдать требования законодательства (?!) к ПО и РЭП на ЗО КИИ в целях обеспечения безопасности;

  • обеспечить переход в соответствии с установленными сроками

6. Вступает в силу 1 марта 2025

События
(от старых
к новым)

03.04.2024 Комитет по финрынку предлагает для восстановления справедливость распространить на другие сектора экономики такое же требование, которое уже введено для финансового рынка, а именно: чтобы контроль за обеспечением безопасности КИИ осуществлялся ФСБ и ФСТЭК


26.03.2024 Отзывы до 01.05.2024


22.03.2024 Профильный – Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи


21.03.2024 Внесен

Возможные действия

Позиция
рынка

Примечания
 

Требуется еще время для анализа, но пока поверхностные соображения:


1. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 запрещал ОГВ и компаниям с госучастием от 50% с 1 марта 2025 года использовать иностранное ПО на ЗОКИИ. Законопроект – адресован всем субъектам КИИ и общему порядку импортозамещения в отраслях. При этом с 1 марта 2025 года можно только приступить к разработке этих порядков и установления сроков перехода, сделав их любыми. Теоретически законопроект прямо не отменяет и не противоречит Указу, все зависит от реализации.


2. О необходимости соблюдать законы решили напомнить в самом законе. При этом ответственность за несоблюдение не прописали. Если ЦБ захочет, то возможность определять ответственность у него есть.


3. САМОЕ ТРЕВОЖНОЕ, на мой взгляд – это не перенос в неопределенность импортозамещения (это как раз понятно), а создание ТИПОВЫХ ОБЪЕКТОВ.


И хотя эти ОБЪЕКТЫ создаются в целях категорирования КИИ – есть вероятность усугубления дискуссии с Минфином на тему является ли «банковское ПО» действительно таким же ПО, как и любое другое. Дискуссия возникла в связи с оригинальным прочтением норм НК РФ, в рамках которого продажа лицензий на «банковское ПО» не считается доходом от ИТ деятельности.


У Банка России уже есть Функционально-технологическая карта и есть Положение 719-П, в которых есть определенная классификация ПО и бизнес-процессов, в том числе по признаку «участия в обслуживании клиентов». Банк России логично исходит из того, что в обслуживании клиентов участвует крайне широкий спектр ПО (почти все), поскольку очевидно, что не будет у банка услуг.


4. Клиентам, не будет смысла иметь ПО для исполнения банком функций юрлица. Но вот как эту классификацию воспримет Минфин – сказать сложно.


Любая классификация ПО – путь тупиковый. Нужно классифицировать процессы, а не инструменты.

Инициаторы
законопроекта

 

Правительство Российской Федерации

bottom of page