Полное
наименование
О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" (в части введения института небанковских поставщиков платежных услуг)
Законопроект на сайте ГД
Движение законопроекта в ГД
Внесен | I чтение | II чтение | III чтение | СФ | Подписан |
---|---|---|---|---|---|
16.07.2024 | 24.09.2024 |
Суть
законопроекта
ЦБ создает для себя сильно функционально расширенный аналог БПА.
НППУ может быть оператором ЭДС и оказывать услуги «по инициированию перевода» и «по переводу», в том числе операции платежного агрегатора.
«Перевод ДС» преобразуется в набор услуг: «по инициированию перевода» и «по переводу», который в свою очередь состоит из двух услуг: собственно перевод и «агрегирование переводов» - когда средства собираются от разных получателей и затем одной суммой переводятся получателям. Агрегированием не является деятельность НФО с использованием банковских счетов.
Кратко некоторые моменты:
Банки будут обязаны взаимодействовать с НППУ. Возможно, если к старту законопроекта ЦБ не выпустит требований или не будет принять закон про OpenAPI – такое взаимодействие будет на основании договоров. Но обязанность взаимодействия с НППУ заложена в законопроект как в этих двух форматах (требования ЦБ, ФЗ).
МФО могут совмещать деятельность с НППУ и соответственно предоставлять займы клиентам (запрет из ст.7 (п.5) убирается);
К НППУ предъявляются требования в зависимости от вида оказываемых услуг – и к капиталу, и к корпоративному управлению и к комплаенсу. Спецсчета только в ЦБ. НППУ – в реестре.
НППУ могут быть участниками платежных систем. При этом «Правилами платежной системы могут быть предусмотрены случаи составления платежным клиринговым центром распоряжений от имени участников платежной системы для перевода денежных средств в рамках платежной системы.»
Закон вступает в силу в течение 6 месяцев со дня
События
(от старых
к новым)
24.09.2024 Принят в 1 чтении.
Поправки до 23.10.2024
19.09.2024 Заключение Комитета по финрынку (ответственный комитет):
Авторами законопроекта не конкретизируются те недостатки НПС, которые возможно устранить только введением нового субъекта платежных услуг - НППУ. А также не указывается какие эффекты от создания НППУ, оказывающих услуги, аналогичные существующим на рынке, смогут нивелировать эти недостатки.
Нужно оценить, насколько компании. Которые хотят быть НППУ смогут обеспечивать ИБ, обработку ПДн, сохранение банковской тайны и мн. др. требования;
ЦБ и Росфинмониторинг должны будут контролировать тех, кто раньше не был под их надзором. Потребуются финансовые и ресурсные инвестиции в перестройку деятельности, чтобы контроль был эффективным.
Необходимо более тщательно проработать и требования к НППУ, и корреспондирующие правки в смежные законы.
16.09.2024 Заключение Правового управления Госдумы:
Указано на различные понятийные и терминологические нестыковки, в частности указано, что исходя из определения «услуги по инициированию перевода», где написано, что это действия ОПДС и НППУ, необходимо дополнить определение ОПДС указанием на то, что ОПДС оказывает не только услуги по переводы ДС, но и услуги по инициированию платежей.
Комментарий: это крайне интересный момент – будет принято во внимание это замечание или нет. Судя по уклончивым ответам ЦБ на стадиях обсуждения – в их представлении ОПДС как отдельную услугу «инициирование перевода» не оказывает. Если же сейчас будет дополнено, что ОПДС оказывает услугу инициирования, то выяснится, что все посредники в переводе – оказывают именно эту услугу, а не «посредничают». Собственно, эквайринг – это тоже услуга по инициированию. При этом, в новое редакции 266-П вообще не заложено включение новой терминологии и такие слова как «инициирование перевода» вообще не употребляются – пусть даже как описание действия, а не нормативно закрепленное определение.
Указано, что разрешение использовать в операциях с ЭДС не свой, а любой банковский счет (предоставлять и выводить ЭДС– приведет
02.09.2024 Отзыв Правительства:
Нужно разграничить агрегирование переводов КО (кредитная организация) и НППУ и услуги маркетплейсов, когда они гна себя принимают оплату за товары;
На инициатора перевода (КО и НППУ) нужно возложить ответственность перед клиентом за неисполнение обязанностей;
Ответственность перед клиентами НППУ, которые операторы ЭДС и агрегаторы;
Обязать КО принимать направленные инициаторами-НППУ распоряжения;
Обязать НППУ периодически перечислять средства со своего спецсчета на банковский (чтобы не злоупотребляли иммунитетом на взыскания);
Кредитные средства разрешить зачислять на кошельки только банкам, а также НППУ, которые являются МФО, КПК, сельхозкооперативами.
Исключить все, что касается наблюдения в НПС, поскольку аналогичные нормы уже приняты в № 340-ФЗ
23.07.2024 Предложения до 27.08.2024
16.07.2024 Внесен
Возможные действия
Позиция
рынка
Примечания
Законопроект - спутник № 673262-8, по внесению изменений в законы О ЦБ, в 115-ФЗ, в закон О банках…и в законы об НФО, которые имеют право совмещать деятельность, О Таможенном деле, Об исполнительном производстве, О применении ККТ и пр.
Как все эти взаимодействия будут тарифицироваться? Останется ли эквайринг или теперь любая покупка будет инициированием перевода?
Из определений можно сделать вывод, «перевод ДС» больше не включает в себя «инициирование», даже если банк как и раньше оказывает все те же самые услуги. Если это так, то субъектам НПС нужно переписать ВСЕ ДОКУМЕНТЫ. То есть при отсутствии какой-либо новой деятельности или новой возможности – везде нужно приписать, что еще и инициирование осуществляется. Хотелось бы в законе иметь прямое указание на то, что у кредитных организаций «перевод» может содержать и инициирование и отдельного указания на это не требуется ни в правилах ПС, ни в договорах и иных документах.
Инициаторы
законопроекта
Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, А.Н.Свистунов; Сенатор Российской Федерации М.М.Ульбашев