top of page
NPA.png

Полное
наименование

О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" (в части введения института небанковских поставщиков платежных услуг)

Законопроект на сайте ГД

Движение законопроекта в ГД

Внесен
I чтение
II чтение
III чтение
СФ
Подписан
16.07.2024
24.09.2024

Суть
законопроекта

ЦБ создает для себя сильно функционально расширенный аналог БПА.


НППУ может быть оператором ЭДС и оказывать услуги «по инициированию перевода» и «по переводу», в том числе операции платежного агрегатора.


«Перевод ДС» преобразуется в набор услуг: «по инициированию перевода» и «по переводу», который в свою очередь состоит из двух услуг: собственно перевод и «агрегирование переводов» - когда средства собираются от разных получателей и затем одной суммой переводятся получателям. Агрегированием не является деятельность НФО с использованием банковских счетов.


Кратко некоторые моменты:

  • Банки будут обязаны взаимодействовать с НППУ. Возможно, если к старту законопроекта ЦБ не выпустит требований или не будет принять закон про OpenAPI – такое взаимодействие будет на основании договоров. Но обязанность взаимодействия с НППУ заложена в законопроект как в этих двух форматах (требования ЦБ, ФЗ).

  • МФО могут совмещать деятельность с НППУ и соответственно предоставлять займы клиентам (запрет из ст.7 (п.5) убирается);

  • К НППУ предъявляются требования в зависимости от вида оказываемых услуг – и к капиталу, и к корпоративному управлению и к комплаенсу. Спецсчета только в ЦБ. НППУ – в реестре.

  • НППУ могут быть участниками платежных систем. При этом «Правилами платежной системы могут быть предусмотрены случаи составления платежным клиринговым центром распоряжений от имени участников платежной системы для перевода денежных средств в рамках платежной системы.»

  • Закон вступает в силу в течение 6 месяцев со дня

События
(от старых
к новым)

24.09.2024 Принят в 1 чтении.


Поправки до 23.10.2024


19.09.2024 Заключение Комитета по финрынку (ответственный комитет):


  • Авторами законопроекта не конкретизируются те недостатки НПС, которые возможно устранить только введением нового субъекта платежных услуг - НППУ. А также не указывается какие эффекты от создания НППУ, оказывающих услуги, аналогичные существующим на рынке, смогут нивелировать эти недостатки.

  • Нужно оценить, насколько компании. Которые хотят быть НППУ смогут обеспечивать ИБ, обработку ПДн, сохранение банковской тайны и мн. др. требования;

  • ЦБ и Росфинмониторинг должны будут контролировать тех, кто раньше не был под их надзором. Потребуются финансовые и ресурсные инвестиции в перестройку деятельности, чтобы контроль был эффективным.

  • Необходимо более тщательно проработать и требования к НППУ, и корреспондирующие правки в смежные законы.

16.09.2024 Заключение Правового управления Госдумы:


  • Указано на различные понятийные и терминологические нестыковки, в частности указано, что исходя из определения «услуги по инициированию перевода», где написано, что это действия ОПДС и НППУ, необходимо дополнить определение ОПДС указанием на то, что ОПДС оказывает не только услуги по переводы ДС, но и услуги по инициированию платежей.

Комментарий: это крайне интересный момент – будет принято во внимание это замечание или нет. Судя по уклончивым ответам ЦБ на стадиях обсуждения – в их представлении ОПДС как отдельную услугу «инициирование перевода» не оказывает. Если же сейчас будет дополнено, что ОПДС оказывает услугу инициирования, то выяснится, что все посредники в переводе – оказывают именно эту услугу, а не «посредничают». Собственно, эквайринг – это тоже услуга по инициированию. При этом, в новое редакции 266-П вообще не заложено включение новой терминологии и такие слова как «инициирование перевода» вообще не употребляются – пусть даже как описание действия, а не нормативно закрепленное определение.


  • Указано, что разрешение использовать в операциях с ЭДС не свой, а любой банковский счет (предоставлять и выводить ЭДС– приведет

02.09.2024 Отзыв Правительства:


  • Нужно разграничить агрегирование переводов КО (кредитная организация) и НППУ и услуги маркетплейсов, когда они гна себя принимают оплату за товары;

  • На инициатора перевода (КО и НППУ) нужно возложить ответственность перед клиентом за неисполнение обязанностей;

  • Ответственность перед клиентами НППУ, которые операторы ЭДС и агрегаторы;

  • Обязать КО принимать направленные инициаторами-НППУ распоряжения;

  • Обязать НППУ периодически перечислять средства со своего спецсчета на банковский (чтобы не злоупотребляли иммунитетом на взыскания);

  • Кредитные средства разрешить зачислять на кошельки только банкам, а также НППУ, которые являются МФО, КПК, сельхозкооперативами.

  • Исключить все, что касается наблюдения в НПС, поскольку аналогичные нормы уже приняты в № 340-ФЗ


23.07.2024 Предложения до 27.08.2024


16.07.2024 Внесен

Возможные действия

Позиция
рынка

Примечания
 

Законопроект - спутник № 673262-8, по внесению изменений в законы О ЦБ, в 115-ФЗ, в закон О банках…и в законы об НФО, которые имеют право совмещать деятельность, О Таможенном деле, Об исполнительном производстве, О применении ККТ и пр.


Как все эти взаимодействия будут тарифицироваться? Останется ли эквайринг или теперь любая покупка будет инициированием перевода?


Из определений можно сделать вывод, «перевод ДС» больше не включает в себя «инициирование», даже если банк как и раньше оказывает все те же самые услуги. Если это так, то субъектам НПС нужно переписать ВСЕ ДОКУМЕНТЫ. То есть при отсутствии какой-либо новой деятельности или новой возможности – везде нужно приписать, что еще и инициирование осуществляется. Хотелось бы в законе иметь прямое указание на то, что у кредитных организаций «перевод» может содержать и инициирование и отдельного указания на это не требуется ни в правилах ПС, ни в договорах и иных документах.

Инициаторы
законопроекта

 

Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, А.Н.Свистунов; Сенатор Российской Федерации М.М.Ульбашев

bottom of page