

Полное
наименование
О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки
Законопроект на сайте ГД
Движение законопроекта в ГД
Внесен | I чтение | II чтение | III чтение | СФ | Подписан |
|---|---|---|---|---|---|
05.08.2024 | 25.03.2025 | 22.07.2025 | 22.07.2025 | 25.07.2025 | 31.07.2025 |
Суть
законопроекта
Сервис рассрочки - информационная система в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров о предоставлении сервиса рассрочки;
Рассрочка – это оказание услуг оператором сервиса рассрочки.
Оператор сервиса рассрочки - это тот, кто оказывает услуги на основании договора о предоставлении сервиса рассрочки и внесен в реестр.
Цена договора о предоставлении сервиса рассрочки - сумма денежных средств, которая равна цене объекта рассрочки в соответствии с договором, предусматривающим приобретение пользователем объекта рассрочки, и которую пользователь обязан уплатить оператору сервиса рассрочки в связи с оплатой оператором сервиса рассрочки цены объекта рассрочки в соответствии с договором, заключенным пользователем с продавцом (исполнителем, подрядчиком, лицензиаром (сублицензиаром) и предусматривающим приобретение пользователем объекта рассрочки;
С 01.04.2026 – срок рассрочки не более 6 месяцев;
С 01.04.2028 – не более 4 месяцев.
Задолженность покупателя с оператором рассрочки и аффилированными с ним лицами – не более 50 тыс. руб.
Для передачи данных в БКИ идентифицировать «рассрочника» можно разными способами, в том числе с помощью банковских ID (если я правильно поняла).
Вступает в силу в целом с 01.04.2026
-----
1. Что такое рассрочка косвенно определяется в понятии «договор о предоставлении сервиса рассрочки»: покупатель поручает оператору рассрочки оплатить покупку и обязуется вернуть ему цену этой покупки.
2. Собственный капитал не менее 5 млн. и прочие корпоративные требования и к управлению, к акционерам;
3. Требования закона применяются к кредитным и микрофинансовым организациям (они могут совмещать деятельность и быть операторами рассрочки) в частях, которые не урегулированы соответствующими их профильными законами (№ 395-1 и №151 – ФЗ);
4. Реестр операторов сервиса рассрочки. ЦБ осуществляет регулирование и контроль деятельности рассрочки
5. Отсутствие фактов заключения договоров о предоставлении сервиса рассрочки в течение года – исключение из Реестра;
6. Должны быть публично доступные Правила рассрочки (в целях их многократного применения), есть требования к договору.
7. Максимальные сроки рассрочки: 6 месяцев (до 01.01.2027), далее – 4 месяца.
8. По суммам рассрочки свыше 15000 руб. нужно передавать данные в БКИ. Соответственно установить личность получившего рассрочку нужно: либо через Госуслуги, либо данных (можно в электронном виде): паспортные, СНИЛС или ИНН, телефон
9. Неустойка – не более 20% годовых от суммы просроченной задолженности
10. Запрещено оператору рассрочки:
взимать с пользователя вознаграждение за оказание услуг по договору о предоставлении сервиса рассрочки;
взимать с пользователя плату за исполнение пользователем обязательств по возмещению издержек оператора сервиса рассрочки;
11. Вступает в силу с 1 декабря 2025 года
Законопроект-спутник вносит изменения в закон о ЦБ; О кредитных историях; О защите прав потребителей.
События
(от старых
к новым)
31.07.2025 Подписан и опубликован
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202507310014
25.07.2025 СФ
22.07.2025 Принят во втором и третьем чтениях
17.06.2025 Правовое управление Госдумы указывает на большое количество некорректных определений, неверных наименований и нестыковок.
Например, в законопроекте указано, что в случае ликвидации оператора сервиса рассрочки все договоры, ранее заключенные таким лицом, сохраняют силу. При этом Проект не предусматривает возможность исполнения обязательств пользователей сервиса рассрочки по возмещению издержек оператора сервиса рассрочки в случае его ликвидации каким-либо другим лицам (участникам ликвидированного оператора сервиса рассрочки).
25.03.2025 Принят в первом чтении
Отзывы до 23.04.2025
03.03.2025 Отзыв Правительства:
Определить термин «сервис рассрочки»
Четко определить сферу регулирования, чтобы в случае, когда между покупателем и продавцом нет третьей стороны (оператор сервиса рассрочки), то на прямые отношения закон не распространялся. То есть магазины, предоставляющие сами товары в рассрочку – это не сервис рассрочки.
Исключить возможность расширительного толкования полномочий ЦБ;
С 1 января 2026 г. (но не ранее дня вступления в силу федерального закона) если рассрочка взята до 50 тысяч рублей – можно не сообщать в БКИ;
Исключить запрет на рассрочку у продавцов, которые не являются российскими юрлицами, ИП;
Предусмотреть для оператора возможность получить от пользователя
по первому заключенному с ним договору о предоставлении сервиса рассрочки
первый платеж, направляемый в счет исполнения обязательств по возмещению
издержек оператора, до оплаты цены договора (сейчас на это запрет установлен)
Хорошо подумать о том, удобно ли будет покупателю, если договор будет в виде таблицы
16.09.2024 Отзывы до 15.10.2024
07.08.2024 Направлен в Комитет ГД по финрынку
05.08.2024 Внесен
Возможные действия
Позиция
рынка
Примечания
Кстати, вот «рассрочка», которая займ МКК: https://finance.ozon.ru/promo/partpayment/landing
Потренируйте внимательность – найдите упоминание МКК…
Восторг!
Деятельность по предоставлению сервиса рассрочки – оказание услуг на основании договора о предоставлении сервиса рассрочки;
Далее – весь понятий аппарат завязан сам на себя, включая определение «договора о предоставлении сервиса рассрочки» (кратко: исполнить поручение пользователя по оплате цены договора, предусматривающего приобретение указанного пользователем объекта рассрочки, а пользователь обязуется возместить издержки оператора сервиса рассрочки, равные цене договора,). При этом везде указано, что «размер издержек оператора сервиса рассрочки, равный цене договора, предусматривающего приобретение объекта рассрочки;».
То есть, если давать рассрочку не на полную стоимость товара, а на 99% его стоимости, то такая деятельность уже не будет рассрочкой? Пытались выразить мысль об отсутствии платности рассрочки, но кажется как-то не совсем получилось…
Определение «договора» приводит к тому, что кредиты и займы с нулевой ставкой, в первую очередь такие POS-кредиты – могут стать «рассрочкой», а предоставляющие их -«оператором рассрочки». Не знаю как «партнёрское финансирование» («исламский банкинг») будет соотноситься… (Думаю, что «партнерское финансирование - по договору партнёрского финансирования, рассрочка по договору рассрочки, кредит по договору кредита, займ по договору займа, а все остальные формы - на основании любой комбинации слов, которых еще пока много в русском языке).
С учётом замкнутости всех понятий на самих себя – можно найти способ избежать этого, что вероятно будут делать в первую очередь вовсе не официальные кредиторы.
Возникает вопрос как будут классифицироваться и тарифицироваться переводы ДС по возмещению издержек операторам рассрочки? В том числе, в свете изменений в 266-П, в котором сейчас «эквайринг» - это оплата товаров и услуг + получение наличных. И с учётом того, что операции МФО уже сейчас выделены в отдельный mcc код.
Инициаторы
законопроекта
Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, К.М.Бахарев, В.С.Макаров, А.Н.Свистунов; Сенаторы Российской Федерации Н.А.Журавлев, А.Д.Артамонов, М.М.Ульбашев, С.Н.Рябухин, И.Н.Абрамов, И.В.Рукавишникова, Е.А.Перминова, А.Г.Шейкин