top of page
NPA.png

Полное
наименование

О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки

Законопроект на сайте ГД

Движение законопроекта в ГД

Внесен
I чтение
II чтение
III чтение
СФ
Подписан
05.08.2024
25.03.2025
22.07.2025
22.07.2025
25.07.2025
31.07.2025

Суть
законопроекта

Сервис рассрочки - информационная система в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров о предоставлении сервиса рассрочки;


Рассрочка – это оказание услуг оператором сервиса рассрочки. 


Оператор сервиса рассрочки - это тот, кто оказывает услуги на основании договора о предоставлении сервиса рассрочки и внесен в реестр. 


Цена договора о предоставлении сервиса рассрочки - сумма денежных средств, которая равна цене объекта рассрочки в соответствии с договором, предусматривающим приобретение пользователем объекта рассрочки, и которую пользователь обязан уплатить оператору сервиса рассрочки в связи с оплатой оператором сервиса рассрочки цены объекта рассрочки в соответствии с договором, заключенным пользователем с продавцом (исполнителем, подрядчиком, лицензиаром (сублицензиаром) и предусматривающим приобретение пользователем объекта рассрочки;


С 01.04.2026 – срок рассрочки не более 6 месяцев;


С 01.04.2028 – не более 4 месяцев. 


Задолженность покупателя с оператором рассрочки и аффилированными с ним лицами – не более 50 тыс. руб. 


Для передачи данных в БКИ идентифицировать «рассрочника» можно разными способами, в том числе с помощью банковских ID (если я правильно поняла).


Вступает в силу в целом с 01.04.2026


-----


1. Что такое рассрочка косвенно определяется в понятии «договор о предоставлении сервиса рассрочки»: покупатель поручает оператору рассрочки оплатить покупку и обязуется вернуть ему цену этой покупки.


2. Собственный капитал не менее 5 млн. и прочие корпоративные требования и к управлению, к акционерам;


3. Требования закона применяются к кредитным и микрофинансовым организациям (они могут совмещать деятельность и быть операторами рассрочки) в частях, которые не урегулированы соответствующими их профильными законами (№ 395-1 и №151 – ФЗ);


4. Реестр операторов сервиса рассрочки. ЦБ осуществляет регулирование и контроль деятельности рассрочки


5. Отсутствие фактов заключения договоров о предоставлении сервиса рассрочки в течение года – исключение из Реестра;


6. Должны быть публично доступные Правила рассрочки (в целях их многократного применения), есть требования к договору.


7. Максимальные сроки рассрочки: 6 месяцев (до 01.01.2027), далее – 4 месяца.


8. По суммам рассрочки свыше 15000 руб. нужно передавать данные в БКИ. Соответственно установить личность получившего рассрочку нужно: либо через Госуслуги, либо данных (можно в электронном виде): паспортные, СНИЛС или ИНН, телефон


9. Неустойка – не более 20% годовых от суммы просроченной задолженности


10. Запрещено оператору рассрочки:

  • взимать с пользователя вознаграждение за оказание услуг по договору о предоставлении сервиса рассрочки;

  • взимать с пользователя плату за исполнение пользователем обязательств по возмещению издержек оператора сервиса рассрочки;

11. Вступает в силу с 1 декабря 2025 года


Законопроект-спутник вносит изменения в закон о ЦБ; О кредитных историях; О защите прав потребителей.

События
(от старых
к новым)

31.07.2025 Подписан и опубликован


http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202507310014



25.07.2025 СФ



22.07.2025 Принят во втором и третьем чтениях


17.06.2025 Правовое управление Госдумы указывает на большое количество некорректных определений, неверных наименований и нестыковок.


Например, в законопроекте указано, что в случае ликвидации оператора сервиса рассрочки все договоры, ранее заключенные таким лицом, сохраняют силу. При этом Проект не предусматривает возможность исполнения обязательств пользователей сервиса рассрочки по возмещению издержек оператора сервиса рассрочки в случае его ликвидации каким-либо другим лицам (участникам ликвидированного оператора сервиса рассрочки).


25.03.2025 Принят в первом чтении


Отзывы до 23.04.2025


03.03.2025 Отзыв Правительства:

  • Определить термин «сервис рассрочки»

  • Четко определить сферу регулирования, чтобы в случае, когда между покупателем и продавцом нет третьей стороны (оператор сервиса рассрочки), то на прямые отношения закон не распространялся. То есть магазины, предоставляющие сами товары в рассрочку – это не сервис рассрочки.

  • Исключить возможность расширительного толкования полномочий ЦБ;

  • С 1 января 2026 г. (но не ранее дня вступления в силу федерального закона) если рассрочка взята до 50 тысяч рублей – можно не сообщать в БКИ;

  • Исключить запрет на рассрочку у продавцов, которые не являются российскими юрлицами, ИП;

  • Предусмотреть для оператора возможность получить от пользователя

  1. по первому заключенному с ним договору о предоставлении сервиса рассрочки

  2. первый платеж, направляемый в счет исполнения обязательств по возмещению

  3. издержек оператора, до оплаты цены договора (сейчас на это запрет установлен)

  • Хорошо подумать о том, удобно ли будет покупателю, если договор будет в виде таблицы


16.09.2024 Отзывы до 15.10.2024


07.08.2024 Направлен в Комитет ГД по финрынку


05.08.2024 Внесен

Возможные действия

Позиция
рынка

Примечания
 

Кстати, вот «рассрочка», которая займ МКК: https://finance.ozon.ru/promo/partpayment/landing

Потренируйте внимательность – найдите упоминание МКК…


Восторг!


Деятельность по предоставлению сервиса рассрочки – оказание услуг на основании договора о предоставлении сервиса рассрочки;


Далее – весь понятий аппарат завязан сам на себя, включая определение «договора о предоставлении сервиса рассрочки» (кратко: исполнить поручение пользователя по оплате цены договора, предусматривающего приобретение указанного пользователем объекта рассрочки, а пользователь обязуется возместить издержки оператора сервиса рассрочки, равные цене договора,). При этом везде указано, что «размер издержек оператора сервиса рассрочки, равный цене договора, предусматривающего приобретение объекта рассрочки;». 


То есть, если давать рассрочку не на полную стоимость товара, а на 99% его стоимости, то такая деятельность уже не будет рассрочкой? Пытались выразить мысль об отсутствии платности рассрочки, но кажется как-то не совсем получилось…


Определение «договора» приводит к тому, что кредиты и займы с нулевой ставкой, в первую очередь такие POS-кредиты – могут стать «рассрочкой», а предоставляющие их -«оператором рассрочки». Не знаю как «партнёрское финансирование» («исламский банкинг») будет соотноситься… (Думаю, что «партнерское финансирование - по договору партнёрского финансирования, рассрочка по договору рассрочки, кредит по договору кредита, займ по договору займа, а все остальные формы - на основании любой комбинации слов, которых еще пока много в русском языке).


С учётом замкнутости всех понятий на самих себя – можно найти способ избежать этого, что вероятно будут делать в первую очередь вовсе не официальные кредиторы.


Возникает вопрос как будут классифицироваться и тарифицироваться переводы ДС по возмещению издержек операторам рассрочки? В том числе, в свете изменений в 266-П, в котором сейчас «эквайринг» - это оплата товаров и услуг + получение наличных. И с учётом того, что операции МФО уже сейчас выделены в отдельный mcc код.

Инициаторы
законопроекта

 

Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, К.М.Бахарев, В.С.Макаров, А.Н.Свистунов; Сенаторы Российской Федерации Н.А.Журавлев, А.Д.Артамонов, М.М.Ульбашев, С.Н.Рябухин, И.Н.Абрамов, И.В.Рукавишникова, Е.А.Перминова, А.Г.Шейкин

+7 499 499 4444

info@paymentcouncil.ru

Cabinet Lounge, Новая площадь, д. 6, Москва, 109012

© 2019, Национальная платежная ассоциация

bottom of page