

Полное
наименование
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части расширения возможности осуществления расчетов цифровыми рублями и внедрения универсального платежного кода при оплате в безналичном порядке)
Законопроект на сайте ГД
Движение законопроекта в ГД
Внесен | I чтение | II чтение | III чтение | СФ | Подписан |
|---|---|---|---|---|---|
28.12.2024 | 22.05.2025 | 15.07.2025 | 15.07.2025 | 16.07.2025 | 23.07.2025 |
Суть
законопроекта
Что принято в итоге:
Обязанность КО обеспечить своим клиентам операции с цифрорублём (оплату и переводы, кроме трансграничных):
системно значимые КО и КО, значимые на рынке платежных услуг – с 01.09.2026
банки с универсальной лицензией – с 01.09.2027
остальные КО – с 01.09.2028
Обязанность ритейла обеспечить оплату путём перевода цифрорублей:
с 01.09.2026 – если выручка за предыдущий год 120 млн. руб. + на 01.01. 2026 заключен договор о приеме ЭСП с системно значимой или значимой на платежной рынке КО;
с 01.09.2027 – если выручка 30 млн. руб. + на 01.01. 2026 заключен договор о приеме ЭСП с системно значимой, значимой на платежной рынке КО или банка с универсальной лицензией;
все остальные – 01.09.2028
Освобождаются от обязанности торговые точки с выручкой менее 5 млн рублей и те, что находятся в зонах без связи
1. ЦБ определяет сроки, когда все обязаны обеспечивать расчеты цифрорублями (изменения в закон о ЦБ)
2. НСПК – оператор по по предоставлению универсального платежного кода
3. Эмитенты pay-серисов, платежных ссылок обязаны использовать исключительно универсальный QR
4. Эквайреры обязаны обеспечить прием универсального QR
Ритейл обязан принимать цифрорубли
События
(от старых
к новым)
23.07.2025 Подписан и опубликован
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202507230045
16.07.2025 СФ
15.07.2025 Принят во втором и третьем чтениях
22.05.2025 Принят в первом чтении
Поправки до 20.06.2025
14.05.2024 Поправки – до 19.06.2025
Отзыв Комитета по финрынку:
«Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время на рынке действуют различные решения по использованию платежных кодов, существующие на базе различных операторов. Такие решения были разработаны и внедрены банками на рыночных принципах в целях повышения своей конкурентоспособности.
В связи с чем Комитет полагает целесообразным дополнительно обсудить вопросы сохранения рыночной конкуренции, инвестиций и инноваций в сфере платежных сервисов.»
Нормы, касающиеся совершения операций с цифровыми рублями, целесообразно рассматривать отдельно от норм, регулирующих оказание услуг по предоставлению универсального платежного кода (вероятно, имеется в виду, что из законопроекта стоит убрать сроки наступления обязанностей для КО).
Отзыв Комитета по защите конкуренции (соисполнитель):
«В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (статья 8) и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»
«Наделение оператора национальной системы платежных карт - акционерного общества "Национальная система платежных карт" исключительными полномочиями по оказанию услуг по предоставлению универсального платежного кода, а равно монополизация указанных услуг в условиях высококонкурентного рынка может привести, вопреки аргументам пояснительной записки, к "закрытию" этого сегмента рынка услуг для добросовестных его участников (в том числе средних и мелких кредитных организаций), ограничению (устранению) конкуренции и невозможности развития в этой части платежных сервисов кредитными организациями, уже применяющими разработанные и внедренные ими решения, а также к соответствующему прекращению развития связанных с указанными сервисами программ лояльности (кешбэка), что в конечном итоге лишит граждан права выбора на наиболее выгодный и экономически целесообразный для них вариант платежного сервиса.»
«Совершенствование использования платежного кода при осуществлении расчетов в безналичном порядке может быть реализовано без изменения федерального законодательства, например, в рамках регулирования национальной системы стандартизации и развития соответствующего национального стандарта, обеспечивающего взаимную интеграцию платежных кодов различных операторов…»
Заключение Правового управления Госдумы:
Наименование проектируемой статьи 30.6-1 «Оператор услуг по предоставлению универсального платежного кода и его обязанности» Федерального закона № 161-ФЗ не соотносится с содержанием данной статьи, предусматривающей также положения о правилах оказания услуг по предоставлению универсального платежного кода
10.04.2025 Получен отзыв Правительства: законопроект одобрен
Универсальный QR способствует: развитию конкуренции, повышению качества и доступности платежных услуг, а также снижению издержек торгово-сервисных предприятий;
Нужно предусмотреть, чтобы АО НСПК предусмотрело возможность интеграции и бесперебойное взаимодействие различных платежных платформ
Закрепить положение об обеспечении предоставления QR-кода на недискриминационной и безвозмездной основе, в том числе при подключении платежных сервисов
Вводится понятие социально значимые способы оплаты (например, СБП, цифровой рубль)
09.01.2025 Направлен в комитет Государственной Думы по финансовому рынку
28.12.2024 Внесен в ГД
Возможные действия
Позиция
рынка
Примечания
ЦБ теперь рекламирует единый QR для заграницы
ЦБ предложит Москве оплату проезда в транспорте и парковки универсальным платежным QR-кодом
Официально появилось разделение способов оплаты: на социально значимые – реализуемые ЦБ и все остальные. По какому критерию определена социальная значимость? И в чем социальная значимость особенно цифрового рубля – если им смогут воспользоваться далеко не все граждане?! А социально уязвимые – с кнопочными телефонами, в удаленной местности и пр. – точно не смогут. Если бы цифрорубль назвали хотя бы экономически значимым, но социально – полный нонсенс.
Официально появилось разделение способов оплаты: на социально значимые – реализуемые ЦБ и все остальные. По какому критерию определена социальная значимость? И в чем социальная значимость особенно цифрового рубля – если им смогут воспользоваться далеко не все граждане?! А социально уязвимые – с кнопочными телефонами, в удаленной местности и пр. – точно не смогут. Если бы цифрорубль назвали хотя бы экономически значимым, но социально – полный нонсенс.
Инициаторы
законопроекта
Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, В.С.Макаров, К.М.Бахарев, О.Д.Димов; Сенаторы Российской Федерации Н.А.Журавлев, И. Н.Абрамов, А.Д.Артамонов, А.А.Клишас, М.М.Ульбашев, А.Г.Шейкин