top of page
NPA.png

№ 886268-7. Дискриминационные банковские комиссии

Полное
наименование

О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части уточнения порядка взимания кредитной организацией комиссионного вознаграждения по отдельным операциям)

Законопроект на сайте ГД

Движение законопроекта в ГД

Внесен
I чтение
II чтение
III чтение
СФ
Подписан
21.01.2020
16.12.2020 принят
05.04.2022 принят июнь 2022 июнь 2021
06.04.2022 принят
12.04.2022 одобрен
16.04.2022 подписан

Суть
законопроекта

Замысливался, как запрет банкам использовать заградительные тарифы в рамках 115-ФЗ. Однако, текст содержит также запрет на зависимость размера комиссии за перевод В2С от назначения перевода, от суммы перевода или в связи с расторжением договора.

События
(от старых
к новым)

16.04.2022 Подписан президентом http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204160019


12.04.2022 Одобрен СФ


07.04.2022 Поступил в СФ и направлен в комитеты. Ответственный комитет - Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам, соисполнитель Комитет СФ по экономической политике.


06.04.2022 Запрет на более высокие комиссии на перевод денег с банковского счета при изменении или расторжения договора счета (или аналогичных).


07.04.2022 Поступил в СФ и направлен в комитеты.


Ответственный комитет - Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам, соисполнитель Комитет СФ по экономической политике.


06.04.2022 Запрет на более высокие комиссии на перевод денег с банковского счета при изменении или расторжения договора счета (или аналогичных).


31.03.2022 Рекомендованы Комитетом по финрынку поправки к тексту:


1. в 115-ФЗ закрепляется, что «К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов… не относится установление дополнительных (повышенных размеров) комиссионных вознаграждений,…».


Нужно обратить внимание, что здесь речь идёт о комиссионном вознаграждении вообще, а поправка в закон О банках… запрещает использовать повышенные тарифы только при переводах «с банковских счетов физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей…».


Понимание самой формулировки о том, что такое повышенная комиссия нетривиальное: размер комиссионного вознаграждения по переводам при изменении или расторжении договоров не должен превышать размер комиссионного вознаграждения при осуществлении аналогичных операций по переводу… Наверное больше всего вопросов вызывает здесь слово «аналогичных»? Аналогичных расторжению или изменению? Или аналогичных – в смысле при любых других переводах (но тут вроде аналогичность не логична).


В общем, ассоциациям уже можно готовить тексты запросов – что чему аналогично …


2. Вступление в силу – с 1 июля 2022 г. Запрет банкам на использование «заградительных комиссий» распространяется на договоры, заключенные до принятия этого закона.


13.10.2021 Назначили Комитет ГД по финрынку ответственным


08.09.2021 Законопроект находится без движения.


 В переписке с АРБ по теме взимания комиссий при закрытии счетов С.А. Швецов указывает на судебную практику, которая запрещает взимать комиссии при закрытии счета по 115-ФЗ и делает вывод: 


«Осуществление Банком функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма производится в публичных интересах, во исполнение обязанностей, возложенных федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а не на основании договора с клиентом. Осуществление кредитной организацией указанной выше публичной функции не может использоваться в частноправовых отношениях.»


03.06.2021 Повторное заключение ПУ ГД: замечания сохраняются


31.05.2021 Повторное заключение ПУ ГД: Прежние замечания сохраняются. Также указано, что запреты для банков прописаны в п.5 статьи 7 115ФЗ (а законопроект предлагает изменения в статью 4 115 ФЗ)


19.01.2021 Включен в план работы Комитета по финрынку на июнь


16.12.2020 Принят в первом чтении


26.11.2020 ПУ ГД выразило позицию, что статьи 4 и 7 115-ФЗ позволяют банкам предпринимать только организационные меры, но не финансовые. Поэтому в 115-ФЗ нельзя прописать запрет на использование банками финансовых мер в виде заградительных ставок.


18.11.2020 Комитет по финрынку в заключении указал на необходимость дополнительного обоснования запрета на дифференциацию тарифов


22.05.2020 Правительство в отзыве не поддержало запрет на дифференциацию тарифов

Возможные действия

Быть в курсе

Позиция
рынка

Примечания
 

Инициаторы
законопроекта

 

Депутаты Государственной Думы В.М.Резник, Е.Е.Марченко, Р.К.Хуснулин; Член Совета Федерации (на момент внесения) Л.Н.Бокова

bottom of page