Полное
наименование
О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Законопроект на сайте ГД
Движение законопроекта в ГД
Внесен | I чтение | II чтение | III чтение | СФ | Подписан |
---|---|---|---|---|---|
20.02.2020 | 14.04.2020
принят | 07.12.2023
Принят в новой редакции
Декабрь 2023
В план рассмотрения не включен
19.10.2020
отложен
14.10.2020
перенос
09.06.2020
не рассмотрен | 07.12.2023 | 13.12.2023 | 19.12.2023 |
Суть
законопроекта
Запрещается банкам взимать комиссии с любых плательщиков за ЖКУ. Всем остальным: Почте, БПА – запрещено взимать комиссию с физических лиц. Про ПА – не сказано ничего, кроме упоминания в пояснительной записке (что им тоже запрещается).
События
(от старых
к новым)
19.12.2023 Подписан
13.12.2023 СФ
07.12.2023 Принятый текст: комиссия не взимается с физических лиц, «которые нуждаются в социальной поддержке и перечень категорий которых устанавливается Правительством Российской Федерации»
01.12.2023 Обновленный текст
«Кредитная организация не имеет права взимать комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги физическими лицами»
https://tass-ru.turbopages.org/turbo/tass.ru/s/nedvizhimost/19287609
Володин заявил, что закон об отмене комиссий при оплате услуг ЖКХ могут принять в декабре. Спикер Госдумы поручил депутатам рассмотреть законопроект в приоритетном порядке
март 2022 Ожидаем решений в июне 2022
18.10.2021 Назначили ответственным Комитет ГД по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству (в рамках формальной процедуры в ГД нового созыва)
05.03.2021 Председатель "Единой России" Дмитрий Медведев считает, что взимать банковскую комиссию с платежей за ЖКХ несправедливо.
НСФР на основе обсуждения с ассоциациями подготовил хорошую компромиссную редакцию законопроекта, в принципе позволяющую сохранить существующую инфраструктуру и сложившиеся отношения между всеми сторонами сбора платежей. При этом верхний предел комиссии, которую сборщик может взимать с РСО – устанавливает Правительство РФ.
Хорошо бы еще отменить Постановление 1164, чтобы этот предельный размер комиссии РСО могли включать в тариф.
Обсуждение на базе Комитета по ЖКХ в кулуарном режиме. Дрейф от того, чтобы освободить от уплаты пенсионеров и малоимущих в сторону того, чтобы установить предельный размер комиссии (1,5%).
26.05.2020 2 чтение перенесено на 9 июня 2020
22.05.2020 Подготовлен ко 2 чтению. Теперь запрещено взимать комиссии с «граждан, которым выплачиваются пенсии …, а также с граждан, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Срок вступления – с момента опубликования.
28.04.2020 Обсуждение в ходе встречи депутатов с Председателем Банка России: http://duma.gov.ru/news/48410/ - необходим взвешенный подход и доработка законопроекта https://tass.ru/ekonomika/8355241
21.04. 2020 Отзыв Правительства: поддерживают с учетом доработок в соответствии с позицией: «участие организаций в качестве посредников при оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг, в том числе с учетом наличия разветвленной филиальной сети и цифровых каналов дистанционного приема платежей, представляется необходимым».
20.04.2020 Заключение Комитета-соисполнителя (по финрынку): поддерживает при условии при условии обсуждения «конкретного механизма перераспределения расходов по таким комиссиям между хозяйствующими субъектами…», чтобы не выросли цены на другие услуги и не снизилась доступность услуг.
14.04.2020 Поправки до 15.05.2020
08.04.2020 14 апреля первое чтение
31.03.2020 Заключение ПУ: указано на необходимость:
вносить изменения в 161-ФЗ, поскольку там предусмотрена возможность ПА и БПА взимать с плательщиков вознаграждение;
уточнить суть запрета для Почты;
уточнить понятие «комиссия» - оно нигде не определено;
включить запреты в 103-ФЗ.
Направлен в Совет ГД – ближайшее заседание 13.04 (повестки пока нет).
Банковское сообщество создает условия для закрепления в законопроекте позиции о том, что оплачивать сбор платежей должен их получатель.
Предварительно: ФАС и Минстрой против включения расходов на сбор платежей в тариф.
Предлагается заставить банки бесплатно принимать платежи («по модели налогов»), как минимум за 5 коммунальных услуг (которые в Постановлении № 1164), а за остальные разрешать брать плату. Оппоненты банков (и других агентов по сбору) считают, что банкам сервис очень выгоден и они найдут возможность его перекрестно субсидировать за счет других услуг (например, кредитовать), поэтому сеть приема не сократиться, все останется как было, только станет теперь бесплатно не только для излиц, но и для РСО. В эту концепцию не укладывается Почта (нечем перекрывать расходы) , но для нее можно поискать какие-то исключения/особый статус.
03.03.2020 Рабочее совещание у депутата Дивинского. Следующее 17 марта – необходимо найти модель сохранения инфраструктуры и компенсации ее содержания.
Источники содержания по итогам обсуждения: поставщики услуг ЖКХ и сами банки. При этом нужно как-то создать конкурентную процедуру взаимодействия Поставщиков услуг (ПУ)и банков.
При обсуждении установления предельного размера комиссии с ПУ также выяснилось:
лучшая комиссия в СБП (0,4%);
ФАС предварительно считает, что комиссия в % - это неверно (потому что при росте тарифа на услугу – растет и плата за эту услугу), а установление фиксированной сумму в рублях (сколько ПУ могут потратить на прием платежа на 1 абонента) – тоже плохо, потому что потребуется ежегодный пересмотр.
ПУ настаивают на закреплении в законе обязанности банков бесплатно принимать платежи за ЖКХ.
02.03.2020 Предложения до 02.04.2020, 1 чтение на апрель, со-исполнитель Комитет по финрынку.
27.02.2020 Формируем позицию на базе Асрос
21.02.2020 Профильный - Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Возможные действия
Подготовлены и направлены предложения к новой редакции законопроекта
Направлены письма в оба Комитета ГД, Председателю Думы, в Правительство.
Вероятно, нужно ждать реального сокращения сети приема/усиления монополизации и только после этого возвращаться к вопросу.
Готовим предложения к 17.03
Готовим предложения
Позиция
рынка
Поскольку есть политическое решение о том, что физические лица не должны платить за услуги по приему платежей в любой точке существующей инфраструктуры, то платить за сбор должны получатели денег. Банки готовы ограничить потолок комиссии и сохранить сервисы по приему. Отдельная тема – как принимать платежи при отсутствии прямого договора с РСО. Ответом может быть – либо работа через информационнотехнологического интегратора, либо удерживать «по модели экварйинга» с РСО.
Обязать РСО и поставщиков ЖКУ обеспечить наличие инфраструктуры по приему платежей в их адрес без взимания комиссий с физических лиц. Инфраструктура должна соответствовать критериям доступности, который будет установлен Правительством Российской Федерации (данные по фактической доступности сейчас - я собрала по трем регионам). Установить, что размер затрат в составе тарифов на услуги на организацию инфраструктуры бесплатного приема платежей не превышает 1,5% от суммы. Внести соответствующие дополнения в законопроект № 905546-7
Примечания
14.05 2020 Состоялось совещание у заместителя Председателя Государственной Думы А.В.Гордеева, на котором голос разума прозвучал лично от него: «…смотрите, существует система хозяйствующих лиц, которые выполняют ту или иную функцию в правоотношениях, теперь одни говорят "мы не платим", другие говорят "мы не платим", а те, кто оказывают им услугу, говорят: "А кто же нам платит тогда?" Кто платит-то? Я так рассуждаю, это же, извините, из Гражданского кодекса вытекает.»
Короновирус перевел все обсуждения в кулуары
Инициаторы
законопроекта
Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, К.М.Бахарев, В.В.Кумин, О.В.Савченко,
Депутаты Государственной Думы В.В.Володин, С.И.Неверов, А.Д.Жуков, А.К.Исаев, И.Б.Дивинский