top of page

Рабочая группа по созданию международного финансового центра в Российской Федерации и Аналитический центр «Форум» представляют очередной выпуск обзора «Глобальный контекст. Новости регулирования и инфраструктуры финансовых рынков».

США: дерегулирование финансовой отрасли

24 мая 2018 года президент США Дональд Трамп подписал одобренный Конгрессом США Закон S.2155 об экономическом росте, регулировании и защите прав потребителей (Act to promote economic growth, provide tailored regulatory relief, and enhance consumer protections, and for other purposes), более известный как Билль Крапо (Crapo bill; назван в честь инициатора – сенатора и руководителя банковского комитета Сената США Майкла Крапо).

Билль Крапо устанавливает новые пороговые уровни размера активов для банков для применения к ним различных надзорных мер. Фактически закон фактически освобождает тысячи малых и средних участников финансового рынка от жестких правил закона Додда-Франка 2010 (Dodd-Frank law), принятого в связи с финансовым кризисом 2008 года. При этом Билль Крапо не позволяет полностью отказаться от действующего в отношении крупных банков правового режима регулирования и контроля.

Основные новации

К ключевым нововведениям Билля Крапо следует отнести повышение с $50 до $250 млрд. порога, определяющего, является или нет банк системно значимым, и, соответственно, подлежит ли он более строгому надзору. Данное положение исключает такие крупные банки как American Express и BB&T и другие из-под действия требований, предъявляемых к системно значимым банкам. Всего, по подсчетам аналитиков, из сферы действия закона Додда-Франка исключено примерно два десятка крупных банков с активами около $250 млрд.

Билль Крапо также освобождает:

- компании с активами менее $10 млрд. – от соблюдения правила Волкера (The Volcker Rule), ограничившего участие банков США в операциях купли-продажи ценных бумаг на собственные средства, изначально предназначенные для покрытия обязательств перед клиентами банка; смягчаются правила в отношении трейдинга, кредитования и капитала,

- небольшие банки – от отдельных требований ипотечного законодательства, если они выдают менее 500 ипотечных кредитов в год, а также от отдельных требований по раскрытию информации.

- малые и средние банки - от прохождения «стресс-тестов»,

Помимо прочего, закон предоставляет регулирующим органам больше свободы действий при принятии решения о необходимости проведения стресс-тестов достаточности капитала для банков с активами в размере от $100 до $250 млрд.

Закон также содержит нормы, изменяющие регулирование других финансовых институтов. Так, американские регуляторы, участвующие в переговорах о международных стандартах для страховщиков, теперь обязаны согласовывать свою позицию с регуляторами страхования штатов.

Несколько глав нового закона посвящены вопросам доступности финансовых продуктов для потребителей, в том числе улучшению доступа к ипотечным и потребительским кредитам.

Дальнейшие шаги

Совет ФРС 30 мая опубликовал в порядке консультаций предложения по упрощенному соблюдению требований «правила Волкера». По оценке ФРС, нормы, регулирующие соблюдение правила, оказались слишком сложными, что создает неопределенность для участников рынка. Без ущерба безопасности банковских институтов, ФРС предлагает отказаться от некоторых регулятивных требований и модифицировать ряд других. Предложения были совместно разработаны всеми пятью ведомствами, принимавшими участие в создании регулятивной базы для применения правила (ФРС, Управление контролера денежного обращения, Федеральная корпорация страхования депозитов, Комиссия по ценным бумагам и биржам США и Комиссия по торговле товарными фьючерсами США). В частности, планируется ограничить влияние правила на международные операции иностранных банков.

Оценки

Представители Американской ассоциации банкиров (American Bankers Association, ABA) отмечают, что установление в Билле Крапо различных режимов регулирования и контроля за участниками рынка в зависимости от размера их активов не может рассматриваться в качестве достаточного и эффективного средства, обеспечивающего снижение регуляторного бремени. В качестве альтернативы ABA предлагает использовать для дифференциации регулирования анализ бизнес-модели банка и имеющегося профиля рисков, а не размер активов.

В то же время изменения, введенные Биллем Крапо, вызывают и критику. В качестве основных контраргументов против принятия закона его противники называли:

- высокую прибыль банков, которая исключает необходимость введения для них преференций и льготного режима правового регулирования;

- недостаток экономического анализа внедряемых изменений и дерегулирования отрасли (Бюджетное управление Конгресса оценило, что в течение следующего десятилетия закон добавит $671 млн. к дефициту федерального бюджета, главным образом потому, что эти изменения незначительно повысят вероятность того, что системно значимый банк потерпит неудачу или произойдет финансовый кризис);

- фактическую невозможность надзора за крупными иностранными банками;

- ослабление способности регулирующих органов обеспечить соблюдение требований справедливого кредитования, что связано с освобождением 85% банков и кредитных союзов от требований отчетности о данных Додда-Франка, призванных помочь выявить дискриминационную практику (в том числе при выдаче ипотечных кредитов);

- использование банками положений закона для осуществления высокорисковой деятельност​и, что способно спровоцировать новый глобальный экономический кризис, в том числе в связи с исключением большого количества банков из числа контролируемых субъектов.

ESMA продлила запрет на продажу розничным инвесторам бинарных опционов и ограничения на доступ к контрактам на разницу

В целях защиты розничных инвесторов Европейская служба по ценным бумагам (ESMA) приняла новые регулятивные меры в отношении продажи и маркетинга бинарных опционов, а также контрактов на разницу. Запрет маркетинга, распространения и продажи бинарных опционов розничным инвесторам вступает в силу со 2 июля. Вновь вводимые ограничения на доступ к контрактам на разницу для этой категории инвесторов начнут действовать с 1 августа.

В соответствии с действующим законодательством, ESMA может вводить такого рода ограничения только на временной основе, на три месяца. Первое решение было принято службой в конце марта 2018 года. До истечения нового трехмесячного срока ESMA вновь вернется к вопросу.

Совместный доклад IOSCO и OECD по вопросам финансовой грамотности

Исследование «The Application of Behavioural Insights to Financial Literacy and Investor Education Programmes and Initiatives» («Применение поведенческих представлений к финансовой грамотности и программам обучения инвесторов») проведено совместно Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и Международной сетью финансового образования Организации экономического сотрудничества и развития (OECD/INFE). Его цель – изучить возможности использования эффективных поведенческих подходов в обучении инвесторов и программах финансовой грамотности. Доклад также содержит ряд рекомендаций для регуляторов, политиков и практиков в отношении применения поведенческих подходов.

Решения Совета управляющих Нового банка развития

В Шанхае состоялось ежегодное заседание Совета управляющих основанного странами БРИКС Нового банка развития (НБР). Россию на заседании представлял заместитель министра финансов Сергей Сторчак.

В преддверии заседания Совета управляющих были одобрены шесть новых проектов из всех пяти стран-членов на общую сумму $1,6 млрд. Два кредита на сумму $540 млн выделены России (разработка систем водоснабжения и канализации для ряда городов в бассейне Волги и проект развития девяти малых исторических городов с целью поддержки инфраструктуры туризма).

В 2018 году банк планирует выпустить новый займ в юанях в размере 5 млрд ($781 млн), а также открыть региональное представительство в Бразилии.

В Малайзии принят Кодекс профессиональной этики в сфере финансовых услуг

Кодекс разработан Советом профессионалов в отрасли финансовых услуг – группой, в состав которой входят ведущие представители отрасли и смежных сфер. Совет существует с 2014 года как совместная инициатива Центрального банка Малайзии и Комиссии по ценным бумагам.

Документ содержит пять этических принципов, а также 10 стандартов профессионального поведения в отрасли финансовых услуг, разъясняющих минимальные стандарты поведения, которые ожидаются от организаций и лиц в отрасли финансовых услуг. Отдельный раздел посвящен обязанностям в отношении заинтересованных сторон.

Совет ЕС согласовал общие принципы нового пакета банковских реформ

Пакет реформ был предложен Еврокомиссией в целях повышения устойчивости банковского сектора ЕС. Одобрение Совета ЕС позволяет Еврокомиссии начать переговоры по данному вопросу с Европарламентом. Проект внедряет в европейское законодательство международные стандарты с учетом европейской специфики, чтобы не оказать нежелательное влияние на финансирование реальной экономики. Предложенные меры изменяют документы, принятые ЕС в 2013 году – «Регулирование требований к капиталу» (Capital Requirements Regulation) и «Директиву о требованиях к капиталу» (Capital Requirements Directive), а также действующие с 2014 года «Директиву о реструктуризации и санации банков» (Bank Recovery and Resolution Directive) и «Регулирование единого механизма санации» (Single Resolution Mechanism Regulation).

Китай смягчает правила проведения операций с оффшорным юанем

Народный банк Китая (НБК) объявил о ряде изменений в требованиях к управлению трансграничными потоками оффшорных юаней (RMB). НБК разрешил зарубежным банкам, предлагающим расчеты и другие услуги в RMB, проводить межбанковское кредитование и покупки облигаций на межбанковском рынке облигаций в соответствии с действующим законодательством. Также НБК отменил введенное в 2016 году резервирование для банков в Гонконге и Макао, если они осуществляют расчеты в RMB и имеют средства на расчетных счетах в уполномоченных отделениях НБК. Еще одна мера направлена на либерализацию правил валютообменных операций для инвесторов, использующих торговые мосты «stock-connect» между Китаем и Гонконгом.

SEC поддержала усилия региональных регуляторов США и Канады по борьбе с мошенническими криптопродуктами

Глава Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Джей Клейтон выступил с заявлением в поддержку инициативы Североамериканской ассоциации администраторов ценных бумаг (NASAA) по борьбе с мошенничеством на рынках ICO, отметив, что регуляторы на уровне штатов и провинций играют решающую роль в защите массовых инвесторов. «Когда инвесторам предлагают ценные бумаги, независимо от того, делается это по традиционным каналам или через ICO на ориентированных на продажу сайтах, применяются законы штатов и федерального уровня», – объясняется в документе.

21 мая NASAA объявила о самой крупной серии решительных мер против мошеннических ICO и инвестиционных продуктов, основанных на криптовалютах. При этом NASAA считает, что начатые расследования и наложенные санкции – только верхушка айсберга.

CFTC выпустила рекомендации по листингу деривативов на криптовалюты

Рекомендации CFTC по листингу деривативов на криптовалюты предназначены для бирж, зарегистрированных Комиссией по торговле товарными фьючерсами США (CFTC). Комиссия разъясняет, как обеспечить соответствие требованиям при листинге деривативов, в основе которых лежат криптовалюты. По мнению главы департамента расчетов и риска Комиссии Брайна Басси (Brian Bussey), информация должна помочь участникам рынка в разработке программ риск-менеджмента с учетом новых рисков, создаваемых продуктами, основанными на виртуальных валютах.

Исполнительный директор Национальной платежной ассоциации (НПА) Мария Михайлова стала участником эфира программы «Общество потребления» на телеканале РБК. Представитель НПА высказала экспертное мнение по законопроекту Госдумы, регулирующему выявление операций по переводу денежных средств без согласия клиента.

Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект №296412-7, позволяющий банкам на срок до двух рабочих дней приостанавливать исполнение операций по переводу денежных средств со счетов без согласия клиента при возникновении подозрений на хищение с них средств.

Законопроект предполагает введение превентивных мер, в том числе возможность банков приостанавливать данные операции, которые могут быть расценены как подозрительные или мошеннические.

Исполнительный директор НПА отметила, что данный законопроект имеет позитивный характер и должен обеспечить более надежную защиту средств населения от интернет-мошенников. В третьем чтении данный законопроект будет рассмотрен 5 июня 2018 года.



Полное наименование

О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в части уточнения срока предоставления кредитными организациями справок, выдаваемых на основании судебного решения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность)

Ссылка на законопроект на сайте ГД

Внесен

I чтение

II чтение

III чтение

СФ

Подписан

22.05.2018

17.10.2018

принят

17.03.2022

июль 2022

июнь 2021

март 2020

дек. 2019

фев. 2019

22.03.2022

23.03.2022

01.04.2022


Суть законопроекта

Обязать банки в течение 3 рабочих дней отвечать на запросы правоохранительных органов, оформленных на основании судебного решения

События

(от новых к старым)

01.04.2022 Подписан президентом


23.03.2022 Одобрен Советом Федерации


22.03.2022 Принят во 2м чтении


17.03.2022 Рекомендован Комитетом по финрынку ко 2 чтению – но отвечать в течен6ие 10 дней, а не трех.


13.10.2021 Назначить ответственным Комитет ГД по финрынку


12.04.2021 Повторное заключение ПУ ГД – о том, что предыдущие Заключение актуально.


20.02.2021 Заключение Правового управления ГД на текст, подготовленный ко 2 чтению. Сам текст ко 2 чтению не размещен.


Судя по отзыву, он претерпел существенные изменения:


  • банкам дается 10 дней на предоставление справок по операциям и счетам;

  • переносится срок вступления в силу пп.1п.1 статьи 13 закона 63ФЗ «Об электронной подписи» (должна вступить с 01.04.2021, предлагают перенести на 01.01.2022). Подпункт предусматривает возможность для УЦ выдавать сертификаты ключей проверки электронных подписей без личного присутствия.

ПУ считает, что 10 дней для банков – это слишком много, пусть укладываются в 3 дня.


Указывает на то, что на рассмотрении также находится законопроект № 297994-7 Изменение порядка запроса от правоохранителей, в котором также рассматривается порядок предоставления справок.


19.01.2021 Включен в план работы Комитета по финрынку на июнь


15.11.2018 - Принят в Первом чтении, поправки принимаются до 15 ноября 2018


09.10.2018 – Рассмотрение перенесено на 16.10.2018


09.10. 2018 – рассмотрение в первом чтении.


01.10.2018 Заключение профильного Комитета: поддержка концепции, но предлагается вместо изменений в ст.26 закона «О банках…», внести изменения в закон о ОРД, наделив полномочиями устанавливать срок предоставления данных в запросах судей и руководителей органов ОРД. Указано, что все еще сходный законопроект № 297994-7 находится на рассмотрении в Комитете.


14.09.2018 Отзыв Правительства


ПОДДЕРЖКА С УЧЕТОМ ЗАМЕЧАНИЙ:


  • Правительство поддерживает сокращение срока ответов на запросы

  • Установить срок 5 дней с возможностью продления, механизм которого прописать в законе "Об оперативно-розыскной деятельности"

02.08.2018 Рассмотрение перенесено с октября на декабрь


07.06.2018 Поставлен в план для рассмотрения на октябрь 2018 г.

Соисполнитель: Комитет по безопасности и противодействию коррупции


Возможные действия

Отзыв сдан в Комитет по финансовому рынку ГД

Предоставление отзывов до 07.07.2018

Позиция рынка

Банки не в состоянии исполнить это требование. Операторов ПС, ОС не затрагивает

Примечания

Справочно: в ГД лежит еще и третий законопроект на данную тему: 418364-7 – Разрешить прокуратуре получать в банках информацию

Отзыв подготовлен, проект в рассылке

Инициаторы законопроекта

Депутаты Государственной Думы А.В. Андрейченко, В.Л. Пашин, Д.Е. Шилков, Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России








+7 499 499 4444

info@paymentcouncil.ru

Cabinet Lounge, Новая площадь, д. 6, Москва, 109012

© 2019, Национальная платежная ассоциация

bottom of page