top of page


Полное наименование

О внесении изменения в статью 12-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Ссылка на законопроект на сайте ГД

Внесен

I чтение

II чтение

III чтение

СФ

Подписан

09.02.2023

Июль 2024

Декабрь 2023

Сентябрь 2023





Суть законопроекта

  1. В Реестр отечественного ПО (далее РОПО) включаются ПАКи, которым в законопроекте дается определение. Кратко: это неразрывная совокупность оборудования + ПО (которые друг без друга не могут выполнять функции), имеющая серийный номер. Правительство определяет порядок включения-исключения из РОПО ПАКов.

  2. Изменены критерии для правообладателя-коммерческой организации. Вместо неясного требования «суммарная доля прямого и (или) косвенного участия… составляет более пятидесяти процентов» - вводится критерий «контроль прямо и (или) косвенно осуществляется со стороны одного или нескольких лиц - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, гражданина Российской Федерации, либо со стороны контролируемых ими совместно или по отдельности лиц или структур без образования юридического лица». При этом контролируемой организация признается - если доля «более пятидесяти процентов голосов от общего количества голосов», и еще в ряде случаев (если организация подконтрольная и нек. др.).

  3. Если разработчик ПО включен в Реестр системно значимых разработчиков российского ПО – то продукты такой компании включаются в РОПО - вообще не важно кто его контролирует и какая там доля выручки и сколько такая компания платит иностранным вендорам.

  4. Для признания разработчика ПО системно значимым – установлено 6 требований.

  5. В РОПО будет включаться ПО, разработанное для собственного использования и их аффилированными лицами.

События

(от новых к старым)

10.07.2023 Заключение Комитета-соисполнителя (по госсторительству и законодательству):

в целом концепция поддерживается


предлагается определить «контроль» для целей 149-ФЗ (а ведь мы с самого начала предлагали и давали определение!);


Обращается внимание, что «оценка наличия контроля иностранного лица заменяется на оценку наличия контроля российского лица» и это может привести и это создает риск, что в Реестр попадет ПО, производитель которого находится под влиянием иностранцев.

16.06.2023 Заключение Правого управления ГД:

1) уточнить в какой форме учитываются БД: как самостоятельный объект или в качестве элемента программы для ЭВМ;

2) необходимо уточнение «структуры без образования юрлица», а также могут ли «структуры» и НКО выступать лицами, осуществляющими контроль российской организации;

3) требует уточнения положение о контроле, поскольку его могу осуществлять не только граждане, но и иные субъекты;

4) уточнить каким образом к тем, кто делает ПО для себя будет применяться требование о наличии выручки от реализации этого ПО;

5) еще несколько юридических уточнений

20.04.2023 Ответственный - Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи – отзывы до 15.06.2023; комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

13.02.2023 Профильный - Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи

Возможные действия


Позиция рынка


Примечания

Обсуждение законопроекта в части ПАК: https://www.comnews.ru/content/224412/2023-02-13/2023-w07/reestr-otechestvennogo-dopolnyat-programmno-apparatnymi-kompleksami


Примерно понятно исходя из каких соображений создается институт системно значимых компаний, однако – именно для развития отрасли это может стать негативным фактором. Декларативно – данный механизм предназначен для поощрения компаний инвестировать в развитие своих продуктов и поддерживать эту инвестиционную активность в том числе финансово (госденьгами), а также за счёт формулирования разработчику «отраслевого запроса» на развитие. То, что данный механизм нерабочий (для развития рынка) – очевидно (не описываю аргументы для краткости). «Единый коллективный спрос» на ИТ-решения – неэффективная (для отрасли) идея.

Ситуативно и для отдельных акторов – отличный механизм для достижения узких целей: отчетности и картины управления отраслью; получения денег, которые (как в случае с ЭПР – сократят чьи-то издержки предпринимательской деятельности) не станут драйвером развития отрасли. Идея «отраслевого решения», «отраслевого заказа» может быть хорошим инструментом для исследовательско-аналитических целей, но не работает в качестве механизма развития отрасли и стимулирования инвестиций именно в отрасль.

Инициаторы законопроекта

Правительство Российской Федерации










Полное наименование

О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (об объединенном платежном документе)

Ссылка на законопроект на сайте ГД

Внесен

I чтение

II чтение

III чтение

СФ

Подписан

28.11.2022

​Июль 2024

Декабрь 2023

Март 2023





Суть законопроекта

Три группы изменений:


1. Госуслуги формируют адреса личных кабинетов для того, чтобы подгружать туда уведомления и сканы писем, которые госорганы направляют друг другу, юрлицам и физлицам на бумаге.


Эти сканы носят информационный характер. Поясняется, что это поможет Почте России преодолеть санкции «поставщиков материалов для печатающих устройств федеральной организации почтовой связи и прекращением их поставки».


Помимо этого, граждане и все организации и органы власти могут обмениваться электронными сообщениями и между собой.


2. Инфраструктуру электронного правительства (ЕПГУ, СМЭВ и пр.) – можно будет использовать не только для государственных нужд. Но и для других потребностей, например, бизнеса и на платной основе.


«Это должно помочь поставщикам соответствующих услуг и сервисов продолжать осуществлять свое взаимодействие с клиентами в условиях санкционного давления.»


Правительство будет устанавливать цели и случаи использования, требования к юридическим лицам и пр.


3. Создается ГИС национального удостоверяющего центра


ГИС будет включать 2 подсистемы:

  1. выдачи сертификатов безопасности с применением сертифицированных российских криптографических алгоритмов и

  2. выдачу сертификатов безопасности с применением других криптографических алгоритмов.


Разработчики ПО в целях получения доступа к сайтам в сети "Интернет", а также разработчики ОС обязаны обеспечить возможность использования сертификатов безопасности для установления пользователем криптографически защищенного соединения с сайтами в сети "Интернет".


ГИС НУЦ должна обеспечить сайты в российском Интернете специальными сертификатами безопасности для их доверенного использования пользователями.


Это необходимо в связи с досрочным отзывом сертификатов безопасности у сайтов российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", которые выдавались иностранными организациями.


Новые сертификаты безопасности будут выдаваться с применением

отечественных криптографических алгоритмов.


Реализация решений, предусмотренных законопроектом, позволит обеспечить признание и поддержку использования сертификатов безопасности, выданных посредством информационной системы национального удостоверяющего центра, в операционных системах, информационных системах, сайтах и браузерах.

События

(от новых к старым)

24.01.2023 Заключение Правого управления ГД Концептуально поддерживается. При этом (некоторые моменты): 1) не описан порядок и правовые последствия использования физлицами и юрлицами Госуслуг для возможности «осуществлять обмен электронными сообщениями между собой и государственными органами, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия»; 2) требуется уточнить в каких случаях на единый портал должны направляться электронные копии простых и регистрируемых писем – при отправлении письма в любой форме (как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа) или только при отправлении письма на бумажном носителе?; 3) Необходимо уточнить значение используемых в проекте понятий «идентификация сайта в сети «Интернет» и «аутентификация сайта в сети «Интернет».

18.01.2023 Оба комитета- соисполнителя поддерживают. При этом Комитет по регполитике и местному самоуправлению «выражает опасения, что в случае использования предложенных информационных систем, в том числе использования инфраструктуры электронного правительства, могут возникать нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов публичной власти.

В этой связи предлагается при подготовке законопроекта ко второму чтению проанализировать возможные риски и предусмотреть механизмы, которые бы позволили их минимизировать.»

16.01.2023 Еще один соисполнитель: Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению

21.12.2022 Ответственный Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

Отзывы до 21.01.2023.

29.11.2022 Направлен в Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи 28.11.2022 Законопроект внесен

Возможные действия


Позиция рынка


Примечания

Пока не понятно:

Если письма на бумаге все равно будут направляться и, как и прежде именно они будут иметь юридическую силу, то насколько сервис Госуслуг поможет преодолеть прекращение поставок печатающих устройств для Почты – не совсем ясно. Насколько граждане нагружают Почту и насколько ей станет легче, если граждане перестанут писать письма на бумаге и начнут это делать на Госуслугах – еще более не понятно.

В подсистемах ГИС НУЦ не совсем смогла разобраться – описание странное.

Инициаторы законопроекта

Правительство Российской Федерации










Полное наименование

О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Ссылка на законопроект на сайте ГД

Внесен

I чтение

II чтение

III чтение

СФ

Подписан

26.10.2022

декабрь 2022


Суть законопроекта

Разработан в направлении расширения возможностей для эмитентов и инвесторов в совершении операций с ценными бумагами, в том числе с использованием финансовых платформ, а также снятия ограничений по развитию платформенных бизнес-моделей на финансовом рынке.


Оператор финансовой платформы получает право совмещать свою деятельность с деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и деятельностью оператора обмена цифровых финансовых активов.


(Напомню, что оператор финансовой платформы - юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывающее услуги, связанные с обеспечением возможности совершения финансовых сделок между финансовыми организациями или эмитентами и потребителями финансовых услуг с использованием финансовой платформы, и включенное Банком России в реестр операторов финансовых платформ; оператор финансовой платформы не является стороной финансовых сделок, совершаемых с использованием финансовой платформы.


Реестр этих операторов включает 6 организаций:

  • Мосбиржа

  • ВТБ Регистратор

  • Сравни.ру и др.)


«Указанная новелла будет способствовать формированию на финансовом рынке новых бизнес-моделей, базирующихся на цифровой трансформации финансовых услуг.»

События

(от новых к старым)

14.11.2022 Отзывы в Комитет по финрынку до 01.12.2022


26.10.2022 Внесение

Возможные действия

Позиция рынка

Примечания


Инициаторы законопроекта

Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, О.В.Савченко; Сенаторы Российской Федерации Н.А.Журавлев, А.Д.Артамонов, М.М.Ульбашев








bottom of page